РУС БЕЛ ENG

Выпускнику

Советы психолога (учащимся)

Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности учащихся
при подготовке и сдаче экзаменов

Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.

Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. В сладкую газированную воду добавляют вещества, ускоряющие обезвоживание. Для того чтобы расщепить соки, тоже требуется вода. Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.

Вторая проблема, с которой сталкиваются учащиеся, попавшие в стрессовую ситуацию, — это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно из них — правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие — правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.

Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом.

Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, тот правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на цыпочки.

Обязательное условие выполнения этого упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.

Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.

Следующее упражнение уменьшает кислородное голодание, усиливающее негативное влияние стресса. Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «энергетическое зевание». Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Зевание во время экзамена очень полезно. Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3–-5 зевков.

Приемы совладания с экзаменационной тревожностью

  1. Приспособление к окружающей среде. Опыт показывает, что мощным источником стресса для учащихся является незнакомое место проведения экзамена и незнакомые педагоги — члены экзаменационных комиссий. Для ослабления влияния этого стрессогенного фактора на учащихся целесообразно по возможности побывать на месте проведения будущего экзамена, осмотреться, отметить достоинства и недостатки этого места.
  2. Переименование. Известно, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие (например, предстоящий экзамен), а мысли по поводу этого события. Можно попытаться регулировать ход своих мыслей относительно экзамена, придавая им позитивность и конструктивность. Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным: не «трудное испытание», не «стресс», не «крах», а просто «тестирование» или «очередной экзамен».
  3. Разговор с самим собой. Часто учащихся пугает неопределенность предстоящего события, невозможность проконтролировать его ход. Для того чтобы снизить тревожность учащихся по поводу непредсказуемых моментов при сдаче экзамена, можно порекомендовать им поговорить с самими собой (можно с родителями или товарищами) о возможных стрессовых ситуациях на экзамене и заранее продумать свои действия. Следует спросить себя, какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет сделать. Каковы возможные трудности экзамена для меня лично и как их облегчить?
  4. Систематическая десенситизация. Этот метод разработан Иозефом Вульпе и заключается в следующем: воображая и переживая ситуацию, вызывающую тревожность, человек должен выработать реакцию, несовместимую с чувством тревоги (например, расслабиться). Чтобы использовать эту технику применительно к предстоящему экзамену, можно составить «лесенку» ситуаций, вызывающих страх. Эта лесенка представляет собой последовательность шагов (действий), которые приводят к тревожному событию. Например:
  • — Встать утром и выслушать мамины указания.
  • — Сбор около школы и разговоры с друзьями об экзамене (Поездка на место проведения экзамена).
  • — Рассаживание по местам.
  • — Получение экзаменационных листов (тестовых бланков).
  • — Подпись титульного листа (заполнение бланков).
  • — Решение заданий...

После перечисления всех тревожных ситуаций стоит представить себя в каждой из них на 5 секунд, а затем расслабиться. Важно последовательно переходить от одной ситуации к другой по составленной цепочке. После этого можно увеличить время представления и расслабления до 30 секунд. Если возникают трудности с представлением, можно еще более детализировать все действия.

 

С УЛЫБКОЙ О СЕРЬЕЗНОМ

Невозможно остаться равнодушным к «мученикам науки». Конечно, можно положиться на авось (ложитесь, если у вас крепкие нервы), верить в студенческую святую – Халяву, НО САМЫЙ НАДЕЖНЫЙ СПОСОБ – ДОБИТЬСЯ ВСЕГО САМОМУ.

Итак… Хочешь сдать экзамен? – Тогда:

  • Мыться запрещается категорически. Особенно это опасно для головы – смоете все в ней присутствующее.
  • День экзамена не должен приходить на понедельник (день тяжелый) – крутись, как хочешь.
  • Направляясь непосредственно на экзамен, ни в коем случае не возвращайся. Даже если понял, что забыл документ, голову, себя целиком.
  • Все поступательные движения начинай с левой ноги, под пяткой которой должен находиться медный пятак, касающийся кожи. В левый карман можете положить рисунок с кукишем.
  • Если вы вдруг уронили конспект или учебник, нужно тут же плюхнуться на него сверху пятой точкой, не сдвигая упавший предмет с места.
  • При входе в учебной заведение непременно должна быть лужа. Ищите ближайшую и прыгайте через нее 12 раз.

 

КАК УСПЕШНО ПОДГОТОВИТЬСЯ К ВЫПУСКНЫМ И ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ЭКЗАМЕНАМ  

Следующие советы помогут тебе в этом:

Место занятий

  • Убери лишние вещи.
  • Удобно расположи учебники, пособия, тетради, карандаши и т.п.
  • Хорошо ввести в интерьер для занятий желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.

Составь план

  • При подготовке к экзаменам полезно составить план на каждый день.
  • Определи, кто ты – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузи утренние или вечерние часы.
  • В плане на каждый день определи, что ты именно сегодня будешь изучать.

Работа

  • Хорошо начинать с самого сложного, но если нет настроения, начни с того материала, который более всего интересен и приятен.
  • Обязательно чередуй работу и отдых! Так ты повысишь свою работоспособность.
  • Полезно повторять материал по вопросам.
  • Составляй планы, схемы, таблицы. Причем обязательно делай это на бумаге – так ты задействуешь двигательную, зрительную память.
  • Ответы на наиболее трудные вопросы можно рассказать маме, другу или перед зеркалом.
  • Помни, твоя задача не вызубрить, а понять.
  • Выполняй практические задания: решай задачи, разбирай предложения и слова.
  • Не думай о том, что провалишься, напротив, нарисуй себе картинку триумфа, легкого победного ответа.
  • За несколько дней до экзамена «проиграй» мысленно ситуацию экзамена, представь себе: примерную обстановку, комиссию, свой ответ.

Накануне экзамена  

  • Оставь один день перед экзаменом, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом. Пересказывай вслух, так ты дополнительно задействуешь слуховую память, что позволит лучше запомнить информацию.
  • Если ты волнуешься, то непосредственно накануне представь себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, так, как бы ты хотел, чтобы все произошло при успешной сдачи экзамена.
  • Если ты очень боишься, попробуй прием, называемый «доведением до абсурда»: представь себе все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия; такое предельное усиление страха приводит человека к мысли, что бояться, в сущности, нечего.
  • С вечера перестань готовиться, выспись.
  • Если же ты занимаешься вечером накануне экзамена, не ложитесь спать сразу после учебы. Мозг будет продолжать анализировать информацию и нескоро упокоится. Устрой себе небольшую вечернюю прогулку, займись чем-нибудь расслабляющим и успокаивающим.
  • По дороге на экзамен полезно просто пролистать учебник, просматривая материал.

 

КАК УЛУЧШИТЬ НАСТРОЕНИЕ?

Для преодоления эмоционального дискомфорта важно знать не только причины эмоционального неблагополучия, но и свои индивидуальные возможности и потенциальные способности в преодолении негативного эмоционального состояния.

В течение жизни каждый человек вырабатывает индивидуальные способы саморегуляции своего эмоционального состояния. На вопрос: «Что ты делаешь, когда хочешь успокоиться, улучшить свое настроение?» — люди отвечают по-разному. Но все-таки ответы можно свести к нескольким уровням эмоциональной саморегуляции: от пассивного созерцания до активного взаимодействия с окружающей средой, обращения к другим за помощью и поддержкой.

Способы преодоления эмоционального дискомфорта изучались с помощью специально разработанной анкеты, в основу которой была положена идея В.В.Лебединского и соавторов о различии в активности уровней базальной системы эмоциональной регуляции, а также работы А.О.Прохорова, Р.М.Грановской, И.М.Никольской о способах саморегуляции школьниками отрицательных психических состояний.

Несмотря на то что, по данным исследований, большинство учащихся используют различные стратегии для преодоления эмоционального дискомфорта, у многих есть предпочтение какого-либо одного стиля поведения в тревожащей ситуации.

Уровни системы эмоциональной регуляции
(В.В. Лебединский и др.)

Способы
преодоления 
эмоционального дискомфорта. Примеры.

1. Пассивные формы психической адаптации

Самовнушение. Пассивная разрядка: «остаюсь сам по себе», «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным»

2. Выработка эмоциональных стереотипов чувственного контакта с миром

Двигательная активность: «обнимаю, глажу домашнее животное», «гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде»; «смотрю телевизор, слушаю музыку»

3. Активная адаптация к нестабильной ситуации

Волевые действия. Создание эмоциональных образов: «рисую», «мечтаю, представляю». Физическая разрядка: «пробежка», «уборка в комнате».

4. Эмоциональное взаимодействие с другими людьми

Общение: «прошу прощения», «говорю правду», «говорю с кем-нибудь», «прошу помощи у других»

 

ТЕСТ
на определение способов преодоления эмоционального дискомфорта

Инструкция. Каждый человек старается справиться с плохим настроением или сильным переживанием. И для этого выбирает различные способы поведения. Прочтите внимательно перечисленные способы поведения и против каждого обведите цифру справа.

  • Если вы не используете такое поведение, чтобы справиться с волнением, тревогой, обидой и другими неприятными эмоциями, то обведите цифру 1,
  • если иногда используете — 2,
  • если используете часто, так как это вам помогает, — 3.

1. Когда у меня дома плохое настроение, мне становится легче, если:

1) пройдусь в одиночестве 1 2 3

2) активно подвигаюсь, послушаю музыку 1 2 3

3) сделаю что-то важное для себя, чтобы убедиться в своей силе воле, настойчивости 1 2 3

4) расскажу кому-нибудь из близких о моих переживаниях 1 2 3

5) схожу в гости 1 2 3

6) проучу обидчика или что-нибудь сломаю 1 2 3

7) съем что-нибудь вкусное 1 2 3

8) рассматриваю пейзаж, наблюдаю за животными 1 2 3

2. Когда у меня в школе плохое настроение, мне становится легче, если:

1) отвлекусь, посмотрю в окно 1 2 3

2) вспомню что-то хорошее 1 2 3

3) помечтаю, что потом все будет хорошо 1 2 3

4) поделюсь с товарищем своими переживаниями 1 2 3

5) обращусь к учителю или кому-то другому за поддержкой 1 2 3

6) стукну или обзову кого-нибудь 1 2 3

7) поиграю, побегаю на перемене 1 2 3

8) сам себя успокою, уговорю 1 2 3

Подсчитываются суммы баллов в первой и во второй частях анкеты по следующим пунктам:

  • 1 и 8 — первый уровень эмоциональной саморегуляции; отражает развитие пассивного способа приспособления к внешней среде.
  • 2 и 7 — второй уровень саморегуляции; связан с удовлетворением потребностей в приятных ощущениях.
  • 3 и 6 — третий уровень саморегуляции; связан с активной адаптацией к нестабильной ситуации. При недостаточном развитии других уровней саморегуляции, особенно четвертого, эта активность может проявляться в агрессивном поведении.
  • 4 и 5 — четвертый уровень эмоциональной регуляции; отражает степень взаимодействия с другими людьми в тревожащей ситуации.

Обратите внимание на то, какие способы используете в школе и вне школы для эмоциональной саморегуляции. Посмотри, какие еще способы саморегуляции могут быть. Проанализируйте и выберите наиболее эффективные для себя. Учитесь властвовать собой!

 

ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ

Первый — под строгим контролем родителей учащийся зубрит материал с утра до вечера. В итоге — усталость, раздражение. Чаще всего ребята делают вид, что усердно учат. На самом деле они думают совершенно о другом, иногда под видом занятий читают интересную книжку. 
Второй — когда контроля удалось избежать. Под предлогом «я занимаюсь у друга» приятели отлично проводят время, но последний день и ночь упорно трудятся.

Конечно, нельзя сказать, что оба этих способа совсем уж неэффективны. Большинство ребят экзамены все же сдают. Но каждый раз есть риск, что попадется именно тот билет, который не успел выучить. Как избежать риска? - сделать процесс подготовки к экзаменам спокойным и продуктивным.

Что такое память?

Современная наука определяет память как систему запоминания, хранения и воспроизведения информации. Уже в древнейшие времена делались попытки объяснить механизм запоминания. Древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) предполагал, что при восприятии испускаемые изучаемым объектом материальные частицы проникают в голову и оставляют отпечаток на веществе мозга, как на глине или воске.
Несмотря на длительную историю изучения памяти, вплоть до начала XX века отсутствовали сколько-нибудь строгие объяснения этого явления. Научно обоснованные данные о закономерностях памяти — важнейшей функции головного мозга — получены лишь в последние десятилетия. Успехи биологической кибернетики приводят к новым открытиям и гипотезам, объясняющим древнейшую и все еще не разгаданную до конца загадку природы. Однако стройной и единой теории, объясняющей механизм этого сложного явления, пока нет.

В книге профессора А.Р. Лурия «Нейропсихология памяти», обобщающей основные современные взгляды на механизмы памяти, говорится, что «память человека надо рассматривать как сложную функциональную систему, активную по своему характеру, развертывающуюся во времени, разбивающуюся на ряд энергетических потенциальных звеньев и организованную на ряд иерархических уровней». Если память — процесс динамический, то, очевидно, степенью активности психической деятельности человека и определяются ее качественные и количественные показатели. Известный английский физиолог Грей Уолтер в своей книге «Живой мозг» дал такое определение памяти: «Память — это не брошенная на стол монета, а постоянно горящая свеча». Если говорить еще более кратко, можно сказать: «Память — это процесс». Процесс, который начинается с момента рождения человека и длится всю его жизнь.

Вместе с тем из этого определения следует, что именно активизация всех интеллектуальных процессов обеспечивает и высокое качество памяти. В самом деле, если человек активно и много читает, думает, творчески решает стоящие перед ним задачи, его память горит ярким огнем, освещая все закоулки мозга, куда поступает и закрепляется нужная ему информация. И наоборот, если человек ленивый, ничего не читает и не утруждает себя размышлениями, его память тлеет тусклым угольком, и то, что человек видит, чувствует, воспринимает, не запечатлевается в лабиринте его мозга. Именно о таких людях говорят обычно: в одно ухо вошло, в другое вышло.
Несмотря на большое количество разработанных упражнений по тренировке памяти, по мнению психологов, все они неэффективны, так как до сих пор неясна сама природа процессов запоминания. И все же нам удалось найти упражнение, блестяще решающее задачу тренировки памяти. Запомните: вы забудете, что значит забывать, если будете его выполнять. Вот оно: «Читать ежедневно как можно больше и как можно быстрее».
Наверное, теперь вы догадываетесь, чем можно объяснить высокую эффективность нашей методики повторений. Ей предшествует изучение большого количества материала. Наши школьники кроме основного учебника читают большое количество дополнительной литературы. Но, учитывая, что это чтение быстрое (в 5–6 раз быстрее обычного), времени на это уходит намного меньше, а продуктивность такого чтения весьма высока. Итак, одно из условий успешного применения методики повторений — владение методом быстрого чтения.

Методика повторения

Повторение — это воспроизведение прочитанного своими словами. Обращение к прочитанному допустимо только после невозможности вспомнить текст в течение 2–3 минут напряжения памяти. В приведенных ниже упражнениях мы даем рекомендации, как эффективно, с наименьшими затратами времени и сил, повторять пройденный материал непосредственно перед экзаменами. Как мы уже отмечали, время, которое отводится для подготовки к экзаменам, не все школьники используют эффективно. Предлагаемый нами режим повторения проверен многократно и дает хорошие результаты. Здесь хотелось бы обратить внимание на два обстоятельства.

Первое: имеется в виду повторение уже изученного и усвоенного ранее материала. Трудно ожидать положительного результата, если в таком режиме изучается принципиально новый материал, еще не систематизированный в сознании учащегося.

Второе: процесс повторения необходимо производить строго в соответствии со следующими рекомендациями.

  • Первое повторение Сразу по окончании чтения
  • Второе повторение Через 20 мин после предыдущего
  • Третье повторение Через 8 часов
  • Четвертое повторение Через сутки (лучше перед сном)

Как заниматься? Предположим, вы готовитесь к экзамену по истории. Для подготовки выделено четыре дня. Приготовили учебник, учебные пособия, вопросы, которые будут на экзамене. Начинаете читать учебник.

Повторение — это ответы на вопросы экзаменационных билетов. К исходному тексту вы обращаетесь только в том случае, если не можете вспомнить необходимое, напрягая память в течение 2–3 минут.

Закончив первое повторение, отдохните 20 минут и сразу же приступайте к новому повторению по аналогии с предыдущим. К вечеру второго дня вы закончили очередное повторение. Отдохните. Сделайте физические упражнения.

Погуляйтесь перед сном.

На третий день утром начинайте очередное, третье повторение. Вы его закончили к 15 часам. Отдыхайте до 15 часов следующего дня.

На четвертый день в 15 часов приступайте к последнему повторению. Закончить его целесообразно к 22 часам и сразу же лечь спать.

На следующее утро экзамен. Вас ожидает успех. В этом нет никаких сомнений.

Вы прочитали и повторили не только учебник, но и дополнительную литературу. Названия, факты, фамилии четко размещаются в вашей памяти. Вы хорошо представляете особенности каждого исторического периода. Можете кратко изложить в виде доминанты сущность политики правящей партии определенной эпохи. Ваше отношение к изучаемому предмету отличается активным, критическим анализом событий, явлений и фактов.

Рассмотренная методика подготовки к экзаменам дает хорошие результаты и по другим предметам: математике, физике и т.п.

 

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Как подготовиться психологически

  • Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. 
  • Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
  • Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Что делать, если устали глаза?

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Выполни два любых упражнения:

  • посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево — вправо (15 секунд);
  • напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;
  • попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);
  • нарисуй квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

Режим дня

Раздели день на три части:

  • готовься к экзаменам 8 часов в день; 
  • занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, займись любимым делом — 8 часов;
  • спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.

Питание

Питание должно быть 4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.

Место для занятий

Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

Как запомнить большое количество материала

Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли — это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.

Некоторые закономерности запоминания

  1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
  2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
  3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу
  4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.
  5. Если работаешь с двумя материалами — большим и поменьше, разумно начинать с большего.Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

 Условия поддержки работоспособности

  1. Чередовать умственный и физический труд. 
  2. Выполняйте двигательные упражнения. Предпочтение следует отдавать кувыркам, стойке на голове, «березке», «мостику», так как усиливается приток крови к клеткам мозга.
  3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 30 – 40 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).
  4. Минимум просмотра телевизионных передач, интернета, так как это дополнительная нагрузка на глаза и мозг!

Как вести себя во время экзаменов

Одежда должна быть спокойных тонов, в деловом стиле. Постарайтесь избегать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена. Всегда помните о чувстве меры. Ничего лишнего! А вот после экзамена — все что хотите.

Рекомендации по поведению до и в момент экзамена

  1. За день до начала экзамена постарайся не перегружаться. Отдыхай, занимайся любимым делом и постарайся много не думать о предстоящем экзамене.
  2. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.
  3. И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Скажи несколько раз: «Я спокоен! Я совершенно спокоен». Если есть возможность, иди отвечать в первых рядах. Чем дольше ты не будешь заходить и оставаться в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.
  4. Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями. 
  5. Смело входи в класс с уверенностью, что все получится. 
  6. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты умный и способный, и у тебя все получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их не спеша несколько раз. В завершение сожми кисти в кулаки и разожми. Это поможет сбросить напряжение, если оно есть.
  7. Если нужно, выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения: сядь удобно, глубокий вдох через нос (4–6 секунд), задержка дыхания (2–3 секунды).
  8. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении работы. Тебе все объяснят.
  9. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения задания, и само задание. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.
  10. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты уверен. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом задании есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями. 
  11. Если сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!
  12. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
  13. Будь уверен в себе, все получится.
свернуть

Высшие учебные заведения Республики Беларусь

http://kudapostupat.by/

«Классические» университеты

  • Белорусский государственный университет — http://www.bsu.by
  • Барановичский государственный университет — http://www.barsu.by 
  • Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина — http://www.brsu.brest.by 
  • Витебский государственный университет им. П. М. Машерова — http://www.vsu.by 
  • Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины — http://www.gsu.unibel.by
  • Гродненский государственный университет им. Янки Купалы — http://www.grsu.by 
  • Могилёвский государственный университет им. А. А. Кулешова — http://msu.mogilev.by 
  • Полесский государственный университет (Пинск) — http://www.psunbrb.by 
  • Полоцкий государственный университет (Новополоцк) — http://www.psu.by

ВУЗы в сфере управления

  • Академия управления при Президенте Республики Беларусь (Минск) — http://www.pac.by 
  • (негос.) Институт парламентаризма и предпринимательства (Минск) — http://www.ipp.by 
  • (негос.) Институт управления и предпринимательства (Минск) — http://imb.by 
  • (негос.) Минский институт управления — http://www.miu.by
  • ВУЗы МВД, Министерства обороны и МЧС
  • Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь (Минск) — http://academy.mia.by
  • Военная академия Республики Беларусь (Минск) — http://www.mod.mil.by
  • Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь — http://www.gvkiu.gomel.by
  • Командно-инженерный институт МЧС Республики Беларусь (Минск) — http://kii.gov.by
  • Технические и технологические ВУЗы
  • Белорусский государственный технологический университет (Минск) — http://www.bstu.unibel.by
  • Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (Минск) — http://www.bsuir.by
  • Белорусский национальный технический университет (Минск) — http://www.bntu.by
  • Белорусско-Российский университет (Могилев) — http://www.bru.mogilev.by
  • Брестский государственный технический университет — http://www.bstu.by
  • Витебский государственный технологический университет — http://www.vstu.vitebsk.by
  • Гомельский государственный технический университет им. П. О. Сухого — http://www.gstu.gomel.by
  • Могилёвский государственный университет продовольствия — http://www.mgup.mogilev.by

Экономические ВУЗы

  • Белорусский государственный экономический университет (Минск) — http://www.bseu.by
  • (негос.) Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации (Гомель) —http://www.bteu.by
  • (негос.) Институт предпринимательской деятельности (Минск) — http://www.uoipd.org
  • (негос.) Международный гуманитарно-экономический институт (Минск) — http://www.mgei.org

Медицинские ВУЗы

  • Белорусский государственный медицинский университет (Минск) — http://www.bsmu.by
  • Витебский государственный медицинский университет — http://www.vgmu.vitebsk.by
  • Гомельский государственный медицинский университет — http://www.medinstitut.gomel.by
  • Гродненский государственный медицинский университет — http://www.grsmu.by

Аграрные ВУЗы

  • Белорусская государственная сельскохозяйственная академия (Горки) — http://www.baa.by
  • Белорусский государственный аграрный технический университет (Минск) — http://www.batu.edu.by
  • Гродненский государственный аграрный университет — http://www.uni-agro.grodno.by
  • Художественные ВУЗы и университеты культуры
  • Белорусская государственная академия искусств (Минск) — http://www.belam.by.com
  • Белорусская государственная академия музыки (Минск) - http://www.bgam.edu.by
  • Белорусский государственный университет культуры и искусств (Минск) — http://www.buk.by

Педагогические ВУЗы

  • Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка (Минск) — http://new.bspu.unibel.by
  • Мозырский государственный педагогический университет им. И.П.Шамякина - http://mspu.by

Узкопрофильные ВУЗы

  • Белорусский государственный университет транспорта (Гомель) — http://www.belsut.gomel.by
  • Белорусский государственный университет физической культуры (Минск) — http://www.sportedu.by 
  • (негос.) Белорусский институт правоведения (Минск) — http://www.bip-ip.info
  • Витебская государственная академия ветеринарной медицины — http://www.vsavm.by
  • (негос.) Женский институт «Энвила» (Минск) - http://www.envila.by
  • (негос.) Институт современных знаний им. А. М. Широкова (Минск) — http://www.isz.minsk.by
  • Международный государственный экологический университет им. А.Д. Сахарова (Минск) — http://www.iseu.by
  • (негос.) Международный институт трудовых и социальных отношений (Минск) — http://www.mitso.by
  • Минский государственный лингвистический университет — http://mslu.by
свернуть

График ЦТ

 

График проведения централизованного тестирования 2023 года:

  • 14 июня – белорусский язык;
  • 16 июня – русский язык;
  • 18 июня – обществоведение;
  • 20 июня – математика;
  • 22 июня – биология;
  • 24 июня – иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский);
  • 26 июня – химия;
  • 28 июня – физика;
  • 30 июня – история Беларуси;
  • 2 июля – география;
  • 4 июля – всемирная история (новейшее время).

 

Время работы пунктов регистрации для прохождения централизованного тестирования 2023 года – с 9.00 до 19.00 (в субботние (13 мая, 27 мая, 1 июля) дни – с 9.00 до 18.00).

 

Резервные дни проведения централизованного тестирования 2023 года:

  • 11 июля и 13 июля – по белорусскому и русскому языкам;
  • 11 июля и 15 июля – по остальным предметам.

 

Сроки регистрации абитуриентов для прохождения централизованного тестирования 2023 года в резервные дни – с 1 июля по 6 июля.

 

Время начала централизованного тестирования в основные и резервные дни – 11.00.

свернуть

Ярмарки целевой подготовки

Порядок проведения ЦЭ для выпускников школ

Выпускники школ 2023 будут сдавать два ЦЭ (по одному из государственных языков и профильному предмету на выбор) и одно ЦТ (по второму профильному предмету). При этом порядок профильных предметов не имеет значения.
 
Результаты ЦЭ будут оформляться как сертификат и пойдут в аттестат как среднеарифметическое с годовой оценкой. В конце января 11-классники всех регионов страны смогут пройти репетиционное ЦЭ.
 
Если вы поступаете на творческие направления или специальности, связанные с физической культурой, то вам нужно будет сдать два ЦЭ и один специализированный экзамен в вузе.
 
Тем, кто давно закончил школу и планирует поступать в вуз, нужно будет сдать три ЦТ.
 
Даты проведения ЦЭ:
 
— 14 мая пройдут экзамены по русскому и белорусскому языкам;
 
— 21 мая выпускники сдадут ЦЭ по второму предмету;
 
— с 23 по 25 мая — резервные дни ЦЭ
 
  • Информация для абитуриентов 2023 года на сайте Министерства образования Республики Беларсь >>>
  • Министерство образования Республики Беларусь информирует об учреждениях ПТО и ССО  >>>
  • Информацию о ВУЗах можно найти здесь >>>
  • Выбор профессии - выбор жизненного пути >>>

 

 

свернуть

Готовимся к ЦЭ!

В 2022–2023 году итоговая аттестация общеобразовательных школ будет проведена в абсолютно ином формате. Причем меняется и содержание экзамена, и его организация. Сейчас планируется, что выпускной экзамен в формате ЦЭ будут сдавать 52 904 выпускника 11-х классов.

Начальник Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Мария Киндиренко ответила на самые актуальные вопросы.

Вместо четырех экзаменов – два

Изменяется количество выпускных экзаменов. Если раньше одиннадцатиклассники сдавали четыре экзамена, то сейчас – только два. Во-вторых, изменяется формат проведения экзамена. Если раньше они проходили в письменной и устной форме в учреждениях образования, то сегодня они будут сдаваться в форме единого централизованного экзамена. Это тестовое задание, которое нужно выполнить на специальных площадках – в пунктах проведения ЦЭ.

Кого освободят от ЦЭ

Все позиции допуска к ЦЭ четко прописаны в правилах аттестации учащихся. Предусмотрена возможность освобождения от сдачи ЦЭ победителей заключительного этапа республиканской олимпиады. И освобождение от одного централизованного экзамена по предмету победителей 3-го, областного этапа республиканской олимпиады школьников.

Сейчас планируется, что выпускной экзамен в формате ЦЭ будут сдавать 52 904 выпускника 11-х классов. Один экзамен – в форме ЦЭ – это обязательный: русский или белорусский язык (какой из них – определяет сам учащийся). Второй экзамен – это тот экзамен, который выпускники 11-го класса выбирают из перечня предметов, которые сдаются на централизованном тестировании, чтобы в дальнейшем поступать в вузы.

Самая значительная черта ЦЭ – то, что его результаты оформляются сертификатом, как и результаты централизованного тестирования. Оцениваются они по стобалльной шкале, затем переводятся в 10-балльную шкалу, и среднеарифметическое годовой отметки и результатов ЦЭ выставляется в аттестат, а сам сертификат засчитывается при поступлении в учреждение высшего образования.

Доставка, регистрация и сопровождение – обязанность школы

Изменения, которые коснутся формата проведения ЦЭ в пунктах сдачи, заключаются в том, что местные органы определяют базы проведения ЦЭ. Как, уже отмечалось, сейчас их около 150. И задача учреждения образования – решить все организационные вопросы, которые касаются доставки выпускников, пребывания выпускников в пункте ЦЭ и сопровождения учащихся. Кроме того, учреждение общего среднего образования на себя берет функцию выполнения таких этапов, как регистрация на ЦЭ и формирование списка по предмету.

Эти все вопросы были отработаны, когда проводилось репетиционное ЦЭ, которое прошло на базе 8 регионов. В дальнейшем оно будет проведено во всех регионах нашей страны. Планируется дата «прогона» – 28 января.

Экзаменуемся по воскресеньям

Основные даты проведения ЦЭ – 14 мая (русский или белорусский язык) и 21 мая (по выбору) – это воскресные дни.

В этом заключается еще одно новшество. Раньше школьники писали и сдавали все экзамены в устной форме в будние дни. С этого учебного года – в воскресные дни.

Как будут оценивать результаты

ЦЭ дает возможность получить объективный срез по всем учебным предметам за курс общеобразовательной школы. Потому что тесты тоже претерпели изменения.

Во-первых, все задания в тестах составлены по базовому уровню учебной программы.

Во-вторых, изменено процентное соотношение заданий уровня А и Б. Что это нам дает? Исключается возможность ответа наугад, когда можно просто наугад поставить некий значок, и окажется, что это правильно. В тестах, которые разработаны Республиканским институтом контроля знаний в этом году, количество заданий части А уменьшено. Таким образом, если учащийся не знает ответа, это будет очевидно. Соответственно, увеличивается количество заданий группы Б. Для того чтобы ответить на вопросы этих заданий, действительно нужно обладать определенным багажом знаний.

Контроль за заданиями

Для того чтобы обеспечить объективность, Минобразования сформировало группу экспертов для проведения экспертизы заданий для ЦЭ по всем предметам. В состав этой экспертной группы вошли специалисты Национального института образования, Академии последипломного образования и лучшие педагоги-предметники со всей страны. Тестовые задания использовали при проведении репетиций ЦЭ, и проверка показала, что эти задания дают возможность ученику продемонстрировать знания, которые он получил за курс школы.

О сроках

Централизованные экзамены можно сдавать в основные сроки и резервные дни. Резервные будут проводится несколько раз – в мае, июле (эти даты совпадут с резервными днями ЦТ), а также в августе.

Те, кто сдаст централизованный экзамен в основные сроки, в первые резервные дни либо в июле, сохраняют свое право поступления в вузы, то есть они успевают подать документы в вузы для участия в конкурсе.

Те, кто будут сдавать ЦЭ в августе, получат право получения профобразования на уровне среднего специального образования. Но все выпускники 11-х классов при таком подходе проведения ЦЭ имеют одинаковые права для продолжения своей образовательной траектории.

Проведенная подготовительная работа, включая репетиционные экзамены, свидетельствует, что и на местах, и педагоги, и учащиеся, и специалисты, задействованные в проведении ЦЭ, готовы к реализации таких подходов.

Если возникнут вопросы, напоминаем, что в Министерстве образования в будние дни с 14.00 до 18.00 работает телефонная линия 222 43 12.

Пресс-центр Министерства образования

свернуть