РУС БЕЛ ENG

Советы психолога

Профилактика саморазрушающего поведения подростка

Памятка для родителей по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. Помогите своему ребенку избежать депрессии. Что можно предпринять?

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.  Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И, в-четвертых, если есть какие-то изменения в поведении подростка, которые вы не можете объяснить, необходимо обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

Литература:

Суицидальное поведение подростка: профилактика и коррекция/

Н.А Сакович. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 136 с.

 

Информация по распознанию симптомов суицидального поведения 

        Данная тема волнует каждого человека: все взрослые в той или иной степени воспитывают детей, общаются с ними, растят их, стараются помочь им стать успешными и счастливыми. Любая суицидальная попытка подростка – наши ошибки, наши недоработки, наша беспомощность или просто бездеятельность…

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Чаще всего самоубийства являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации.

Существуют наиболее распространенные признакаки суицидального поведения:

  • Уход в себя. Когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда подросток сторонится близких друзей, это может быть симптомом самоизоляции, бегства от какой-то «невыносимой» ситуации.
  • Капризность, привередливость. Когда вы наблюдаете, что настроение подростка чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.
  • Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Что касается подростков, то они становятся замкнутыми, уходят в себя, при этом могут маскировать свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго могут не замечать перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый диалог, прояснение причин эмоционального упадка.
  • Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему.
  • Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно бывают связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности. Наличие подобной проблемы может прояснить педагог-психолог.
  • Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. У подростков происходит обесценивание того, что раньше было значимым. Это проявляется либо через раздачу вещей (дисков с играми, музыкой, любимой одежды или коллекции постеров и др.), или через игнорирование этих ценностей (ходит только в одной одежде, остальное висит в шкафу; не слушает любимые музыкальные диски, не смотрит любимые передачи и т.п.) Как показывает опыт, это — прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.
  • Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К «срыву» может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими, моральными и интеллектуальными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться подростку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.
  • Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении подростка должны стать предметом внимательного наблюдения. В этом вам помогут педагоги.
  • Угроза. Если подросток открыто высказывает намерение уйти их жизни - это должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях со стороны педагога-психолога недопустимо невнимание и агрессивность к суициденту. Подобные реакции только подтолкнут его к исполнению угрозы. Необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, не отпускать из своего кабинета, пока не будет оценена степень риска (затем действовать в соответствии со схемой сопровождения в рамках каждой степени риска), проинформировать родителей, в случае необходимости проконсультироваться у специалистов-медиков (по телефону).
  • Активная предварительная подготовка. Она реализуется через активные действия: собирание информации об отравляющих веществах и лекарствах (других способах самоубийства) через анализ специфической литературы или Интернет, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни и т.п.

 Что могут увидеть родители: в первую очередь изменения настроения, питания, изменения сна, изменение в отношении своей внешности, самоизоляцию, интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в Интернете и т.п.), нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов), серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.) и т.п.

Что могут увидеть педагоги: изменение внешнего вида, самоизоляцию в урочной и внеклассной деятельности, ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (притом, что раннее было другое), частые прогулы (отсутствие на определенных уроках), резкие и необоснованные вспышки агрессии, рисунки по теме смерти на последних страницах предметных тетрадей, тема одиночества, кризиса, утраты смыслов в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла и т.п.

Что могут увидеть сверстники: самоизоляцию, резкие перепады настроения (несвойственные раннее), повышенную агрессивность, аутоагрессию (в том числе словесные ключи), изменения внешнего вида, интерес к теме смерти (способам самоубийства), уныние, изменение интересов и т.п.

Кроме названных, источниками информации могут стать дневники подростка, его сочинения (волнующие темы), стихи, ЖЖ (живой журнал) в Интернете и др.

свернуть

Кто такой психолог

Психолог - специалист, получивший психологическое образование. Психологическое - это не медицинское образование, и поэтому психолог (в отличие от психиатра) не имеет права выписывать лекарства. Области применения его знаний - психологическое консультирование здоровых людей.
Ассоциативный ряд: рекомендации, кабинет психолога, "вы хотите об этом поговорить?"...
В каких ситуациях может помочь психолог: при трудностях: в общении, в принятии решений, во взаимоотношениях; при стрессах и психологических травмах: развод, смерть близкого, физическое или моральное насилие...
Психиатр - это специалист в области диагностики и лечения психических расстройств (заболеваний). Использует преимущественно медикаментозные методы лечения, но также и разные виды психотерапии.
Психиатр работает с людьми психически нездоровыми, имеющими серьёзные отклонения в психике.
Ассоциативный ряд: таблетки, палата, электрошоковая терапия, маниакально-депрессивный психоз...
Психотерапевт– специалист (врач или психолог), который оказывает помощь чаще всего нефармакологическими методами. Упрощённо говоря, психотерапевт - человек, овладевший одним из направлений психотерапии. Психотерапевты работают как с психически здоровыми людьми, так и с людьми в "пограничных состояниях" , то есть в состояниях на грани здоровья и заболевания (неврозы, депрессии...) Психотерапевт использует определённые психотехники, чтобы помочь клиенту решить его проблему.
Ассоциативный ряд: рациональная психотерапия, психодрама, эриксоновский транс, NLP, трансперсональная психотерапия, телесноориентированная психотерапия, психосинтез...
МИФЫ…
1) Психолог решает за людей их проблемы.
Отнюдь. Психолог лишь создаёт такую атмосферу и такие условия, при которых человек сам оказывается способен решить свою проблему.
Сюда же следует добавить, что психологи работает только с человеком, обратившимся за консультацией. И помочь он может только в том случае, когда клиент готов к изменению себя, а не окружающего мира.
Психолог не отвечает на просьбы вроде:
Помогите вывести моего мужа на чистую воду;
Что мне сделать, чтобы дочь перестала встречаться с тем хулиганом;
Сделайте так, чтоб шеф повысил мне зарплату и т.д.
Здесь как в анекдоте :
- Раньше я очень переживал по поводу своего большого носа и веснушек.
- А теперь что, сходил к пластическому хирургу и сделал операцию?
- Нет, сходил к психологу - и перестал из-за этого переживать.
 
2) Психолог видит людей насквозь.
Бытует мнение, что раз человек - психолог, он ведает чуть ли не все тайны бытия, человеческой природы и способен едва ли не предрекать будущее.
Это слишком преувеличенный взгляд на вещи. На самом деле, психолог способен в некотором смысле прогонозировать возможные действия того или иного человека в той или иной ситуации.
Но это скорее относится к тем случаям, когда психолог заинтересован в получении такой информации. Тогда он может использовать все свои профессиональные знания, чтобы эту информацию получить.
Для этого требуются большие или меньшие целенаправленные усилия: определение особенностей темперамента и характера человека, анализ ситуации, в которой этот человек находится и т.д.
С данным убеждением тесно связан похожий миф:
3) Психолог обладает сверхспособностями.
Ясновиденье, открытие третьего глаза, получение информации из космоса...
Всё вышеперечисленное нисколько не относится к области психологических знаний, и не входит в число дисциплин, изучаемых психологом в ВУЗе.
Сверхспособности изучает наука парапсихология. Приставка "пара" означает "около". Это есть область околопсихологических знаний.
Тем не менее, сам психолог, как и любой человек, может верить или не верить в подобные явления.
Но если он их практикует, он занимается парапсихологией. Помимо или вместо собственно психологии.
Или же занимается шарлатанством. :) Но это уже, как говорится, совсем другая история.
4) Психолог может решить все проблемы
Следует опять же заметить, что психолог не решает проблемы своих клиентов, а помогает им самим найти выход.
Вероятность решения определённой проблемы с помощью психолога зависит от множества факторов.
Это и факторы, зависящие от психолога, как то:
- уровень его подготовки (и дело не только в том, сколько ВУЗов и курсов окончил или книг прочёл, а сколько из всего этого понял :) );
- его личные качества, важные для профессиональной деятельности (умение слушать, умение чувствовать эмоциональное состояние клиента, интуиция, креативность...);
Это и факторы, зависящие от клиента:
- осознание своей ответственности за происходящее;
- готовность вместе работать над проблемой и готовность к работе над собой;
- степень честности и открытости перед психологом;
Наилучших результатов можно достичь, когда клиент и психолог сумели установить доверительные отношения, и оба сфокусированы на работе над определённой проблемой. Лучше, когда клиент выбирает себе психолога. Продуктивная работа невозможна без взаимной симпатии.
В то же время, психолог имеет право отказать в консультировании определённому клиенту.
Причиной тому могут быть разные обстоятельства.
Например, психолог не может консультировать клиента, если его проблема имеет схожесть с проблемой самого психолога (см. миф №7)
Или психолог не специализируется на данной тематике (какой бы ни был профессионал, охватить всё поле человеческих проблем довольно сложно)
Психолог также может направить человека к другому специалисту, будь то врач, психиатр или его коллега, работающий с подобными вопросами.
 
 
 
5) Услуги психолога - для психически нездоровых людей
Обращение за помощью к психологу - не является ни показателем слабости, ни знаком психического нездоровья.
Как уже было отмечено, психологи работают со здоровыми людьми.
Однако время от времени все люди нуждаются в поддержке и помощи со стороны.
В нашей культуре ещё не прижилась традиция обращения к психологам. Вместо этого, заведено приходить за помощью к друзьям или заливать проблемы алкоголем.
Нередко можно услышать "Что я псих, что ли, чтоб по психологам ходить?"
Выбор всегда за человеком. И настоящий психолог не навязывает своих услуг. Инициатива всегда должна исходить от человека, желающего получить консультацию.
6) У психолога не может быть своих проблем
Если бы! :) Но психологи - тоже люди. Не будем об этом забывать.
Сказать, что у психолога не может быть личных проблем, это всё равно, что сказать, что врач-терапевт не может простудиться, а травматолог - сломать ногу.
Зачастую, психолог способен более эффективно решать свои проблемы. Но они у него тоже могут быть и даже должны быть, потому, что на ошибках учатся.
И, к сожалению, чаще всего только на своих собственных.
Психологи также могут обращаться к своим коллегам за помощью. И в этом нет ничего предосудительного. Ведь мудрость состоит не столько в том, чтобы все проблемы решать самому, сколько в том, чтобы решить их наилучшим способом и с наименьшими затратами нервов.
Уверенность в себе - это способность как оказывать помощь тогда, когда ты можешь помочь, так и попросить о ней тогда, когда самому тебе это не под силу.
7) Психологи - безотказные добряки, готовые помогать всем, в любое время, при любых обстоятельствах
Некоторые люди полагают, что психологи - своего рода мессии, ощущающие потребность отдать жизнь на служение людям, и жертвовать собой ради всех и вся.
На самом деле, психолог - это профессия. И хоть она и связана с оказанием поддержки и помощи людям, психолог совершенно не обязан превращать свою профессиональную деятельность в стиль жизни. Психолог - это не тот человек, который будет потaкать всем человеческим капризам и слабостям, не тот, кто обязательно подставит другую щёку.
Как раз психолог лучше всех знает, что он никому ничем не обязан, и что он имеет право быть самим собой точно так же, как и все другие люди.
8) Психолог способен дать такой совет, который в одночасье решит мою проблему
Психологи не дают советов.
Советы можно получить где угодно, люди дадут вам совет в любое время, совершенно бесплатно и с большой охотой.
Профессиональный психолог не станет советовать вам даже за деньги.
Совет даётся с позиции советующего вам человека. Как правило, он предполагает, что человек выдаёт вам рецепт, основанный на его собственных суждениях и его личном опыте.
В совете чаще всего скрывается или прямо говорится фраза "Я бы на твоём месте...". Только дело в том, что совет хорош для того, кто его дает. Именно этому человеку легко его исполнить,
и именно у этого человека есть все нужные качества, чтобы претворить совет в жизнь. У человека, слушающего совет, всего этого может и не быть.
Поэтому психолог не даёт советов. Только сам человек знает, что для него является лучшим выходом. Психолог лишь старается помочь человеку найти в себе самом этот выход, увидеть его и осознать.
свернуть

Управление эмоциями. Как приручить свои эмоции?

Очень простые способы, которые каждый может опробовать на собственном опыте.
  1. Спортивные занятия: самую полную разгрузку дают занятия каким-либо видом спорта. Поэтому настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем.
  2. Физический труд: стирка белья, мытье посуды, уборка квартиры и т.п.
  3. Природа: прогулка по лесу, созерцание движения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях.
  4. Созерцание огня: говорят, что человек бесконечно долго может смотреть на три стихии - огонь, бегущую воду и плывущие по небу облака.
  5. Контрастный душ: заставляет мышцы попеременно расслабляться и напрягаться, а мышечное расслабление, как известно, хороший способ снять психическое напряжение.
  6. Проекция негативных эмоций на посторонние предметы: выразить свой гнев, скомкав или порвав в мелкие клочки газету, поколотив подушку, выжимая полотенце, даже если оно сухое. Большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах.
  7. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и "буйную".
  8. Покричать то громко, то тихо, спеть громко любимую песню.
  9. Высказаться, озвучить свои эмоции в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют.
  10. Смех и плач - отличное средство защиты нашего организма от психических перегрузок. Смех является своеобразной защитой нервной системы. Его можно рассматривать как серию коротких выдохов. Эти выдохи дробят опасный поток импульсов.

 

Способы избавления от отрицательных эмоций

Для избавления от отрицательных эмоций рекомендуется несколько простых специальных упражнений:

  1. Дыхание уступами: три-четыре коротких вдоха подряд, потом столько же коротких выдохов (заменяет смех, если вам не хочется смеяться)
  2. Посчитать зубы языком с внутренней стороны
  3. Слегка помассировать кончик мизинца
  4. Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжать с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделать выдох. Повторить 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

 

Как восстановить бодрость, снять усталость за небольшой промежуток времени?

Есть несколько простых способов мышечной релаксации:

  1. Быстро потрите друг о друга пальцами ладони - 5 сек.
  2. Быстро потрите теплыми пальцами щеки вверх-вниз - 5 сек.
  3. Сожмите руку в расслабленный кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья - 3 раза.
СВЕРНУТЬ
свернуть

Жизнь без конфликтов

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

свернуть