РУС БЕЛ ENG

Советы школьного психолога

Профилактика насилия в семье

Изображение

На данный момент решение проблемы домашнего насилия в Республике Беларусь регулируется следующими нормативно-правовыми документами: 

1.     Конституция Республики Беларусь;

2.     Уголовный кодекс Республики Беларусь;

3.     Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;

4.     Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;

5.     Гражданский Кодекс Республики Беларусь;

6.     Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;

7.     Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании».

Законодательная база Республики Беларусь, регулирующая вопросы домашнего насилия

АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует: их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.

4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

  • неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;
  • несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;
  • противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;
  • обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;
  • отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;
  • неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;
  • обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

  • информация, поступившая от ребенка;
  • информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;
  • информация, поступившая от работников учреждений образования;
  • информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
  • информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;
  • информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.
  • МИЛЫЕ БРАНЯТСЯ – ТОЛЬКО ТЕШАТСЯ?
    БЬЕТ – ЗНАЧИТ ЛЮБИТ?

    Это давно не воспринимается обществом и Законом утвердительно. Насилие в семье приводит к тяжким последствиям, в том числе непоправимым.

    Ежегодно 150 человек (каждое четвертое убийство) погибают от рук близких людей. Убийство наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати пяти лет, или пожизненным заключением.

    Не допускайте насилие в любом его проявлении. Помните: каждое преступление обязательно влечет заслуженное и справедливое наказание, а сожалеть о случившемся будет уже поздно. Остановить насилие в Ваших силах.

    ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ – ЭТО НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

    В подавляющем большинстве случаев жертвами насилия в семье становятся женщины. В супружеских или партнерских отношениях могут присутствовать как все виды насилия, так и некоторые из них. Все пары и семьи спорят, но спор может перерасти в ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ, если Ваш партнер выбирает насильственные способы разрешения конфликта.

    Как не стать жертвой домашнего тирана? Что делать, если в Вашей семье уже имеет место насилие?

    1. Если сложилась критическая ситуация, то постарайтесь незамедлительно покинуть квартиру.
    2. Попросите соседей, которым Вы больше других доверяете, чтобы они вызывали милицию, если услышат из Вашей квартиры крики.
    3. В случае же, если Вы не можете выйти из квартиры, необходимо:
    • запереться в ванной с телефоном и попытаться вызвать милицию;
    • позвонить друзьям или соседям и попросить их прийти на помощь;
    • открыть окна, попытаться привлечь внимание прохожих;
    • если Вам удалось попасть на лестничную площадку, то звоните во все двери, зовите на помощь. Даже если никто не выйдет, это может остудить нападающего, а у Вас будут свидетели в случае, если вы обратитесь в милицию.

    Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?

    Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.

    При этом, большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

    Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

    Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

    Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

    Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. 

    Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

    К психической форме насилия относятся:

    • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
    • угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
    • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
    • преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
    • ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
    • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

    Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

    К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

    • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
    • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.
    • наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
    • безработица, постоянные финансовые трудности;
    • постоянные супружеские конфликты;                                          
    • низкий уровень культуры, образования;
    • негативные семейные традиции;
    • нежелательный ребенок;
    • умственные или физические недостатки ребенка;

    Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких факторов, например алкоголизм одного или двух родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности, стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других близких родственников.

    Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством России как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.

    Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации.  Сведения о фактах жесткого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся с конкретной семьёй сложной ситуации.

    Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:

    • состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);
    • особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);
    • низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);
    • отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);
    • задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;
    • заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.

    Лишение родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско-родительских взаимоотношений. Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?»

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
    по профилактике насилия в семье

    • Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.
    • Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
    • Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
    • Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
    • Не используйте экономическое насилие к членам семьи.
    • Старайтесь никогда не применять физическое насилие к кому бы то ни было.
    • Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных. Помогите ребёнку в воспитании братьев наших меньших.
    • Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.
    • Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.
    • Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А.Сухомлинский говорил: «Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!
свернуть

Советы психолога

ПРАВИЛА,  ПОМОГАЮЩИЕ РОДИТЕЛЯМ  УСТАНОВИТЬ С РЕБЕНКОМ ОТНОШЕНИЯ  ВЗАИМНОГО УВАЖЕНИЯ И ДОВЕРИЯ:

  • ЧАЩЕ РАЗГОВАРИВАЙТЕ ДРУГ С ДРУГОМ НА РАЗНЫЕ ТЕМЫ – ЕСЛИ ОБЩЕНИЯ НЕ ПРОИСХОДИТ, ТО ВЫ ОТДАЛЯЕТЕСЬ. 
  • УМЕЙТЕ СЛУШАТЬ – ВНИМАТЕЛЬНО, С ПОНИМАНИЕМ, НЕ ПЕРЕБИВАЯ И НЕ НАСТАИВАЯ НА СВОЕМ.  
  • РАССКАЗЫВАЙТЕ РЕБЕНКУ О СЕБЕ – ПУСТЬ ВАШ РЕБЕНОК ЗНАЕТ, ЧТО ВЫ ГОТОВЫ ПОДЕЛИТЬСЯ С НИМ СВОИМИ ЗНАНИЯМИ И СВОИМ ОПЫТОМ.  
  • СТАРАЙТЕСЬ ДЕЛАТЬ ВСЕ ВМЕСТЕ – ПЛАНИРУЙТЕ ОБЩИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ДЕЛА, ПОКАЗЫВАЙТЕ ПРИМЕР, ПОМОГАЙТЕ РЕБЕНКУ ПОВЕРИТЬ В СВОИ СИЛЫ. 
  • ОБЩАЙТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ РЕБЕНКА – РЕБЕНОК ЧАСТО ВЕДЕТ СЕБЯ ТЕМ ИЛИ ИНЫМ ОБРАЗОМ, НАХОДЯСЬ ПОД ВЛИЯНИЕМ ОКРУЖЕНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЗНАЙТЕ ОКРУЖЕНИЕ СВОЕГО РЕБЕНКА.

Как же поддержать выпускника?

Существуют ложные способы - так типичными для родителей способами поддержки ребенка является гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками.

ПОДЛИННАЯ ПОДДЕРЖКА должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей, положительных сторон ребенка.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».

Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:

  •  Забыть о прошлых неудачах ребенка. Любая неудача – это опыт.
  • Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей.
  • Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам. Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо» «Это ты делаешь хорошо и правильно». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

  • Опираться на сильные стороны ребенка
  • Избегать подчеркивания промахов ребенка
  • Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах,
  • Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.                                                  

ВАЖНО:

  • Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенку в силу возрастных особенностей это сделать сложнее.
  • Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо и правильно.
  • Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
  • Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
  • Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом!
  • Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  • Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
  • Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  • Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в кухне и т.д.
  • Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
  • Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
  • Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. 

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

  • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
  • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагать ответ и торопиться его вписать);
  • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
  • если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.                                            

Успехов!

свернуть

Памятка родителям о вреде наркотических средств

Уважаемые родители! Мы уверены в том, что Вы так или иначе, знаете семьи, в которых дети в подростковом возрасте стали употреблять наркотики. Мы надеемся, что вы сочувствуете этим людям и передадите им эту информацию. А если у вас есть беспокойство, сомнения и вы подозреваете, что ваш сын или дочь «что-то» употребляют, то эта информация для вас.

Мифы и правда о подростковой наркозависимости

Миф: «Я хорошо знаю своего ребенка и сразу пойму, если он «что-то» употребляет»

Правда: В большинстве случаев родители обнаруживают, что их сын или дочь употребляют наркотики через 3-4 года после первой пробы. Подросткам удается долгое время скрывать употребление и убеждать родителей, что «все хорошо».

Миф: «В том что мой ребенок начал употреблять наркотики, виновата плохая компания»

 Правда: Наши исследования показывают, что дело не в компании, а в проблемах взаимоотношения в семье. Если эти проблемы не решаются, то подросток попадает в компанию, употребляющую наркотики. 

Миф: «Нужно изолировать подростка от «дурной компании» и все будет хорошо»

Правда: Опыт показывает, что трудно оградить подростка от наркотиков, если не улучшить отношения в семье, а в этом может помочь обращение к специалистам. Не откладываете ваши сомнения и беспокойство. Анонимно и конфиденциально обсудите вашу ситуацию с психологом или социальным педагогом. ПОЧЕМУ ОНИ ЭТО ДЕЛАЮТ? Подростковый возраст – возраст становления. Подросток еще плохо знает окружающий мир, плохо знает самого себя. Он торопится жит, он торопится войти в мир взрослых людей. Все хочется попробовать, обо всем хочется составить собственное мнение. Добавьте к этому массу новых проблем – от экономических до сексуальных, первые личные драмы и разочарования… Вот наиболее распространенные мотивы употребления наркотиков подростками:

· желание не отстать от компании, быть «как все» в своей группе сверстников;

· желание пережить эмоциональное приятное состояние («кайф»);

· поиск фантастических видений, галлюцинаций («поймать глюки»);

 · стремление «забыться», отключиться от неприятностей;

 · любопытство, желание испытать неизведанное.

ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ ВОЗМОЖНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ

Физиологические признаки:

 · бледность или покраснение кожи;

· расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза;

 · несвязная, замедленная или ускоренная речь;

· потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи;

· хронический кашель;

 · плохая координация движений (пошатывание, спотыкание);

· резкие скачки артериального давления;

· расстройство желудочно-кишечного тракта.

Поведенческие признаки:

 · беспричинное возбуждение, вялость;

· повышенная или пониженная работоспособность;

 · нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти, внимания;

· уходы из дома, прогулы в школе по непонятным причинам;

· трудности в сосредоточении на чем-то конкретном;

· бессонница или сонливость;

· болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения;

· повышенная утомляемость;

· избегание общения с людьми, с которыми раньше были близки;

· снижение успеваемости в школе; · постоянные просьбы дать денег;

· пропажа из дома ценностей;

· частые телефонные звонки, использование жаргона, секретные разговоры;

· самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересны;

· частое вранье, изворотливость, лживость;

· уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы;

· неопрятность внешнего вида;

· склонность к прослушиванию специфической музыки;

· проведение большей части времени в компании асоциального типа.

Очевидные признаки: · следы от уколов (особенно на венах), порезы, синяки;

· бумажки и денежные купюры, свернутые в трубочки;

· закопченные ложки, фольга; · капсулы, пузырьки, жестяные банки;

· пачки лекарств снотворного или успокоительного действия;

· папиросы в пачках из-под сигарет.

ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ

1. Разберитесь в ситуации. Не паникуйте. Зависимость от наркотика хотя и формируется достаточно быстро, все же на это требуется время. Найдите в себе силы спокойно во всем разобраться. Решите для себя, сможете ли вы сами справиться с ситуацией или вам нужно обратиться за помощью.

 2. Сохраните доверие. Не поднимайте голос, не угрожайте – это скорее всего оттолкнет подростка, заставит его замкнуться. Будет лучше, если вы сможете на равных поговорить со своим ребенком, обратиться ко взрослой его части личности. Особенно ценным для сохранения доверия мог бы быть разговор с подростком о вашем собственном опыте (о первом опыте употребления алкоголя).

3. Оказывайте поддержку. «Мне не нравится то, что ты делаешь, но я все же люблю тебя и хочу тебе помочь» - вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка.

4. Подумайте о своем собственном отношении к некоторым сомнительным вещам (табак, алкоголь). Ведь вы являетесь примером в поведении ребенка.

5. Обратитесь к специалисту. Специалист сможет более точно и объективно оценить ситуацию и вместе с вами и вашим ребенком попробовать найти выход из трудного положения.


Чтобы вы успели сделать все возможное для того, чтобы не страдали и не гибли ваши дети. Чтобы вы не испытали того горя, что достается матери наркомана и другим матерям, уже потерявших своих детей...

В начале своего "наркотического пути" каждый думает, что он-то никогда не станет рабом наркотиков, он не допустит этого.

Так думали все: те, кого сейчас уже нет в живых, те, кто сейчас мучается в ломках и готов пойти на все ради очередной дозы. Так думали и те, кто сегодня только первый раз попробовал наркотик...

Всем нам грозит опасность. Она, как белая туча, невидима на горизонте, но многие уже попали под ее страшный дождь. Эта опасность - наркомания.

Человечеству различные наркотические вещества известны тысячелетиями, и только последние семьдесят лет незаметно, появившись как болезнь в США и некоторых других странах, наркомания стала растекаться все шире, поражая все новые и новые регионы. И вот достигла Беларуси.

Никто уже не отрицает, что наркомания поразила Беларусь, причем поразила безжалостно, нанеся коварный удар по нашим детям. Взрослые чаще всего не видят наркотики. Но дети сталкиваются с ними везде: в школах, на дискотеках, на улицах. Наркотики навязывают детям, чуть ли не силой заставляя принимать их.

Что такое наркомания? По гречески "narke" означает "оцепенение, онемение", "mania" - "страсть". В широком смысле наркомания - это болезненное влечение или пристрастие к наркотическим веществам, употребляемым различными способами (глотание, вдыхание, курение, внутривенные инъекции) с целью добиться одурманивающего состояния. Вследствие этого, как результат происходят физические и психические изменения в организме.

Дети начинают принимать наркотики по разным причинам:

Чтобы уйти от решения какой-то проблемы или, что то же самое, уйти от реальности жизни;

Из любопытства (как правило, это маленькие дети - а к наркотикам сейчас привлекают и семилетних);

Чтобы не отставать от других, быть "как все";

Потому что не смог отказать;

Желая казаться взрослее, из-за бравады (особенно когда наркотик предлагает кто-то из тех, с кем подросток находится в близких отношениях);

Желая получить новые, необычные ощущения (галлюцинации);

Чтобы просто поднять настроение;

Желая вести себя раскованнее (например, с девушкой или просто танцуя на дискотеке);

Путем насильственного вовлечения (шантаж и др.)

Что происходит при употреблении наркотиков?

Наркотическая эйфория (иллюзия удовольствия) длится не более 5 минут, остальные 3-4 часа человек находится в фазе расслабления, переходящей в состояние бреда и сна. Причем сновидения не всегда доставляют удовольствие. Кошмар картины своей смерти, расчленение собственного трупа и похорон - острые ощущения не для широкого круга любителей.

Обычно у человека уже после нескольких приемов наркотических веществ развивается сильное, неодолимое влечение к одурманивающему состоянию, называемое психической зависимостью от наркотика.

Есть и иная, значительно более глубокая зависимость, называемая физической. Заключается она в том, что наркотики по мере их употребления как бы входят в химический состав тканей организма, вследствие этого возникает привыкание, и наркотик становится необходимым условием для сохранения биологического и химического равновесия всего организма. Из-за постоянного введения в кровь наркотических веществ, в организме перестают вырабатываться собственные болеутоляющие вещества и человек начинает ощущать боль не только от прикосновения одежды к коже, но и от пульсации сосудов, и даже от трения суставов при движении.

Его тело превращается в одну сплошную рану, причиняющую нескончаемую боль.

Нет больших страданий, чем те, которые испытывает наркоман при отсутствии наркотика. Сами наркоманы назвали это состояние "ломкой", в медицине это называется абстинентный синдром (синдром отмены).

Она проявляется, если наркотик отсутствует в организме в течение 10-12 часов. Наркоман вынужден систематически принимать наркотики и увеличивать их дозу, чтобы не чувствовать боль и продолжать свое "существование". А, как известно, для приобретения наркотика необходимы деньги, которые на дороге не валяются, значит, сначала все выносят из дома, потом идут на воровство. И так по кругу, пока не будет остановки от "передоза" (смерть), от милиционера (тюрьма), от болезни (в лучшем случае больница).

Если Вы обнаружили у Вашего ребенка хотя бы 5 из нижеперечисленных признаков, то Вы можете всерьез опасаться самого страшного:
Резкие и частые изменения настроения вне зависимости от ситуации.
Заторможенность (до сонливого состояния) или излишняя бодрость, двигательная активность, говорливость.
Нарушение ритма сна и бодрствования (позднее засыпание - позднее пробуждение).
Всевозрастающая скрытность (перестает интересоваться внутрисемейными проблемами).
Заметное падение интереса к учебе и прежним увлечениям.
Стремление к уединению.
Нарастающая потребность в деньгах, обоснованная явно надуманными причинами, - возможно исчезновение денег или вещей из дома.
Появление новых, подозрительных друзей, общение с которыми происходит в основном наедине или непонятными, "закодированными" фразами.
Изменение размера зрачков (от суженных в точку до расширенных с исчезновением радужки), которое не зависит от освещенности.
Нарушение координации, когда движения становятся неуклюжими и порывистыми.
Повышенная агрессивность.

Взрослым надо осознать действие и принять как аксиому:

Лечение и реабилитация наркомании осуществляется без сообщения в милицию (информация о пациенте предоставляется только по запросам суда и органов следствия), по желанию пациента лечение проводится на условиях полной анонимности (на платной основе).

Наркотики – это вещества, способные вызывать состояние радостного опьянения, привыкание и зависимость.

Какое воздействие на человека оказывает наркотик?

Человек в состоянии наркотического опьянения перестает испытывать душевную и физическую боль, появляется ощущение легкости, комфорта. Ощущение легкости приводит к потере над собой и утрате чувства реальности. Состояние наркотического опьянения продолжается только в то время, когда наркотическое вещество содержится в крови.

Как развивается наркомания у людей, употребляющих наркотики?

У того, кто постоянно употребляет наркотики, постепенно снижается чувствительность к ним. Через некоторое время для достижения радости обычных доз уже не хватает. Жертва наркомании вынуждена увеличить дозу. Впоследствии не хватает и этого, тогда происходит переход к более сильному наркотическому веществу. Так, постепенно, человек приобщается к сильным наркотикам, избавления от которых почти нет.

Какой вред приносят наркотики?

Абсолютно все наркотики по своей природе являются ядами, поражающими все системы органов и тканей, но особенно центральную нервную систему, мозг, половую систему, печень и почки. Как правило, люди с самым крепким здоровьем при регулярном употреблении наркотиков живут не более десяти лет. Большинство умирает раньше. Весьма распространены случаи, когда люди, умирают в течение первого года с момента начала употребления наркотического вещества. Поскольку наркоманы пользуются не стерильными шприцами, среди них распространены многие болезни, передаваемые через кровь – СПИД, гепатит и другие. От этих болезней они часто умирают раньше, чем произошло отравление организма наркотиком.

Как влияет наркомания на душевный облик человека?

Нарастает эмоциональное опустошение, возникает раздражительность, апатия, расслабление воли, а при употреблении отдельных наркотиков появляется слабоумие. Внешне все это проявляется вялостью, черствостью, грубостью, эгоизмом, лживостью. Человек, употребляющий наркотики, утрачивает контроль над своей жизнью, глубоко перерождается, становится совсем другим. Постепенно снижается интеллект.

От чего умирают люди, страдающие наркоманией?

В большинстве случаев от передозировки. Наркомана через несколько лет ждет полное разрушение печени и всего организма. Но многие не доживают до этого момента и умирают от аллергии, инфекционных и сопутствующих заболеваний, например, СПИДА или гепатита.

Многие заканчивают жизнь самоубийством или погибают насильственной смертью, так как наркоманы зачастую связаны с организованной преступностью. Наркоман теряет инстинкт самосохранения и легко может замерзнуть, стать жертвой преступления, попасть в аварию, погибнуть от несчастного случая и многих других причин.

Помни, какой вред приносят человеку наркотики!

Будь внимателен и осторожен



свернуть

Жизнь без конфликтов

подробнее...

Как бороться со страхами

подробнее...

10 заповедей для родителей

подробнее...
Виртуальный кабинет успешного родителя
поделиться в: