О проекте "РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
В соответствии с планом сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь в 2020 году Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка и Представительство Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь реализуют проект по разработке информационно-методического и технического обеспечения деятельности Родительских университетов в учреждениях образования.
Полезные ссылки родителям
Что такое родительский университет?
«…Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
В. А. Сухомлинский
Что же такое «родительский университет»?
Родительский университет — это единство школы и семьи в воспитании и развитии детей. Знания родителей о целенаправленности школы и о тех идеях, по которым строится в ней образовательный процесс благотворно влияют на результат работы школы и семьи.
Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Необходимо сделать так, чтобы школа стала продолжением семьи, а семья — продолжением школы. Они должны взаимно дополнять друг друга и составлять одно целое.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
Задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Основные направления деятельности родительского университета:
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, школы.
- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;
- организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;
- построение системы распространения эффективного педагогического опыта;
- трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;
- взаимодействие с другими родительскими университетами.
Три ступени в реализации родительского университета
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Формы проведения занятий
традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
Рекомендации родителям
1 ступень "МОЙ РЕБЕНОК - МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК"
Рекомендации родителям 1 класса
Первый год обучения в школе — чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.
Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой.
Так как же помочь первоклашке?
- Будите ребенка спокойно, улыбайтесь ему.
- Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Помните, что ребенок не виноват в том, что Вы опаздываете.
- Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил(а)?»
- Встречая ребенка из школы, не засыпайте его вопросами, дайте ему отдохнуть, расслабиться, вспомните, как Вы чувствуете себя после рабочего дня.
- Если Вы видите, что ребенок чем-то огорчен, не пытайте его, пусть успокоится и тогда расскажет все сам.
- После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребенку необходимо отдохнуть 2 часа. И помните – занятия поздним вечером – бесполезны!
- Не заставляйте делать все задания сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.
- Во время приготовления домашнего задания не сидите «над душой». Дайте ребенку работать самому. Если ему понадобится Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон и поддержка необходимы.
- В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты это сделаешь, то…»
- В течение дня найдите хотя бы 40 минут и полностью посвятите их ребенку.
- Выбирайте единую тактику общения с ребенком всех в семье. Все разногласия решайте без него.
- Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
- Успокойте ребенка перед сном, снимите напряжение, накопившееся за день.
Рекомендации родителям 2 класса
Переход ребенка во второй класс важен тем, что обязательными становятся домашние задания, и детям начинают ставить отметки.
Все это достаточно непросто для ребенка и существуют особые секреты для родителей по поддержке ребенка в данный период.
-
Объясните ребенку, что домашние задания нужны для отработки того, что в классе объяснил учитель.
-
При выполнении домашней работы потребуется ваша помощь и поддержка, поскольку без этого навык выполнения домашней работы практически не формируется. Обязательно проверяйте, что он сделал.
-
Если не контролировать и не помогать выполнять домашнее задание, то ребенок может его не делать и не записывать.
-
Необходимо определить конкретное время для выполнения домашнего задания и стремиться, чтобы ребенок делал уроки в одно и то же время.
-
Научите ребенка организовывать свое рабочее место для выполнения работы, показывая свой пример организованности и собранности.
-
Необходимо понять, что двойки и тройки в процессе учебы неизбежны, поэтому важно не ругать ребенка за них, а наоборот, помочь разобраться. Иначе у детей может появиться школьная тревожность, которая сильно влияет на успешность ребенка. Даже самый умный ребенок может получить низкую отметку, если он боится, т.к. страх блокирует познавательную деятельность. Помните, что отметка в процессе обучения не главное. Главное – что узнал, чему научился;
-
Не думайте, что если вы хорошо учились в школе, то и ваш ребенок обязательно будет отличником - мы все разные. Если вы будете об этом постоянно говорить, то ничем не поможете ребенку, а только сформируете страх не оправдать ожидания родителей.
-
Не требуйте от ребенка больше, чем он может в данный момент.
-
Важно учить ребенка сравнивать свои достижения с его же достижениями, но в предыдущем периоде.
-
Никогда не сравнивайте достижения своего ребенка с другими детьми. Признайте за ним право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту.
-
Обязательно хвалите за успехи, отмечайте малейшие продвижения. Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
-
Ребенок должен видеть, что ошибается - это нормально. Он не должен этого панически бояться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните, для ребенка что-то уметь и что-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.
-
Важно ребенка настраивать на то, что если верить в успех и стараться, то все обязательно получится.
Рекомендации родителям 3 класса
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Ребенок пытается оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы предотвращения последних, то есть развивает познавательную рефлексию. Возможно существенное снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления навыков действовать по образцу, следовать инструкции.
В этом возрасте у ребенка по-прежнему присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для него значит то же, что и быть хорошим и любимым.
Между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями.
Продолжает активно развиваться воля ребенка. Он пытается сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними.
Важной остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями становятся в этот период более значимыми, нежели впервые два школьных года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов.
Как родителям помочь ребенку с трудностями в общении?
♦Обратите внимания на то, как строятся отношения между членами семьи, ведь, первые навыки общения ребенок получает дома.
♦Помогите ребенку сформировать уверенность в себе, стимулируйте его к общению, в том числе и с незнакомыми людьми.
♦Формируйте положительное отношение к сверстникам.
♦Не сравнивайте ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений, тем самым умаляя и даже унижая его достоинство либо достоинство сверстника. Не навешивайте на него ярлыков ("ты - неуклюжий", "ты - невнимательный"). Можно сравнивать достижения ребенка только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научиться, создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающейся личности.
♦Следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми. Понимание своего отличия от других, права на это отличие, а также признание аналогичных прав другого человека – важный аспект развития социального «Я», начинающегося уже в раннем детстве.
♦Не забывайте мотивировать действия ребенка словами, объятиями, улыбкой, походами в интересные для ребенка места, новой игрушкой и т.п.
♦ Не обсуждайте и не осуждайте в присутствии ребенка тех, по вашему мнению «не любит» и «не ценит» вашего сына или дочь.
♦ Психологическая помощь родителей в данном случае очень важна. Ребенку необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды. Серьезное и сочувственное отношение близких взрослых, их совет, поддержка помогут ребенку пережить эти первые переживания и найти себе друзей.
Рекомендации родителям 4 класса
В 10-11 лет заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. Последние можно сравнить с фундаментом дома. Поэтому можно сказать, что заканчивается строительство фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых будет продолжено развитие в подростковом возрасте. Однако следует иметь в виду, что развитие детей осуществляется неравномерно вследствие особенностей темперамента, типа нервной системы, здоровья, семейной ситуации и специфики семейного воспитания. Поэтому можно говорить о том, что у одного и того же ребенка какое-либо новообразование уже сформировалось, а какое-то находится в стадии формирования, и здесь ребенку необходимо помочь. Прежде всего, нужно отметить формирование произвольности познавательных процессов
Большую зрелость приобретает общение. Если говорить об общении со взрослыми, то нужно иметь в виду, что в это время должна произойти дифференциация значимых фигур как обычных людей. Началом процесса дифференциации является стремление ребенка заметить и обсудить достоинства и недостатки педагога, окончанием — умение сравнивать своего педагога с другими педагогами и родителями.
Сверстники становятся более значимыми. Их мнение часто превалирует над мнением значимых взрослых. Развивается сотрудничество и, как его предпосылка, социальный интерес, то есть способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие. Активизируется межполовое общение.
Происходит первичное осознание ценностных ориентаций. Дети усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение. Начинают активно развиваться нормативные социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения (страх сделать что-то не так, опоздать и пр.), появляется опасность перерождения нормальных страхов в невротические.
Это период «завершения детства — перехода ко взрослости», что может выражаться в повышении эмоционального реагирования на трудности, в появлении чувства одиночества, ощущения собственной ненужности.
К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий.
Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.
Какие же общие умения важны для успешного обучения? Среди них можно выделить следующие умения:
– слушать учителя;
– выделять главную мысль сообщения;
– связно пересказывать содержание текста;
– отвечать на вопросы к тексту;
– ставить вопросы к тексту;
– делать содержательные выводы на основе полученной информации;
– письменно выражать свою мысль;
– привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);
– адекватно оценивать результаты собственной работы.
Большинство этих умений опирается на мыслительные способности: умение сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и выводы.
Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастает количество новой информации, более сложным станет и ее содержание.
Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.
Памятка для родителей "Как научитьсвоего ребенка жить в мире людей"
1. Не демонстрируй своему ребёнку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка.
3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажите в этом пример своему ребёнку, ждите, что скоро он скажет то же самое о вас.
4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности вашему ребёнку.
5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребёнка.
6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребёнка.
7. Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
2 ступень "МОЙ РЕБЕНОК - ПОДРОСТОК"
Рекомендации родителям 5 класса
Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации — привыкании к новым условиям обучения. Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Подобные функциональные сложности в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Рекомендации родителям пятиклассников:
Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость - как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше - за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.
Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат. Следует также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.
Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
Рекомендации родителям 6 класса
Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения . Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе, развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;потребность в общении сменяется желанием уединиться.
Рекомендации родителям:
1) Будьте терпеливы. Скоро настроение ребенка изменится и он придет к Вам за советом.
2) Постарайтесь понять и принять. После бурной негативной реакции подростка у нас может возникнуть обида «Как ты с матерью разговариваешь?!» Когда через пять минут он придет к Вам как ни в чем не бывало, постарайтесь принять его и простить, объяснив, что Вам больно и неприятно, но не отталкивайте его в ответ, иначе между вам расширится пропасть.
3) Устанавливайте границы дозволенного. Если ребенок позволяет себе что-то, что непозволительно делать, произносить в присутствии взрослых, Вы можете обозначить ему, что он может «спустить пар», например в ванне, когда шумит вода и никто больше не слышит. У ребенка есть негативные эмоции, подскажите, в какое русло их можно направить, чтоб спустить.
4) Общение должно быть в виде диалога, где существует равенство позицийвзрослого и подростка.
5) Помните, что подросток - личность, претендующая на равные со взрослыми отношения и права. Уважайте его право выбора, в том числе право на совершение ошибки.
6) Помня о правах ребенка, не будем забывать и о его обязанностях. Принимая самостоятельность ребенка, не сводите ее к вседозволенности.
7) Постарайтесь выяснять, какие трудности в общении испытывает подросток и подсказать ему, как правильно обратиться, что сказать. Они только учатся общаться, им в этом нужно помощь и поддержка.
8) Проявляйте свой интерес к общению не навязчиво. Некоторые вещи подросток не сможет вам рассказать. У него есть на это право. Не давите на него, а просто показывайте, что вам это интересно, что он может рассказывать то, что считает нужным. Вам можно доверять.
9) Избегайте оценок личности, напротив, высказывайте отношение к поступкам, к поведению.
10) Развивайте самосознание (спрашивайте о смыслах поступков, о намерениях)
Рекомендации родителям 7 класса
Подростковый возраст охватывает период 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.
Рекомендации родителям:
- Разработайте систему последовательных требований, правил и санкций за их нарушение, а также поощрений. Необходимо, чтобы ребенок принимал участие в обсуждении, был в курсе этих правил и согласился с мерами наказаний. Требования и правила должны быть хорошо аргументированы и понятны ребенку. Наказания должны применяться последовательно, а не быть угрозой только на словах.
- При установлении каких-либо запретов желательно соблюдать следующую последовательность в процессе диалога:
Объясните ребенку, что именно вас не устраивает в его действиях (но не в нем самом!), выразить свои чувства по поводу происходящего в форме «Я-посланий». Например: «Я очень испугалась, когда увидела, что ты прыгаешь с такой высоты».
Аргументируйте свой запрет. Например: «Я не могу тебе позволить так прыгать, поскольку это опасно для жизни».
Выясните, какую цель преследует ребенок своими действиями, и совместно найдите иные пути достижения цели или поставьте более реальную цель. Важно, чтобы ребенок тоже вносил свои предложения. Например: «Но если очень хочешь прыгать, то можно записаться в секцию прыжков на батуте. Или, может быть, у тебя самого есть идеи, как реализовать твои желания безопасным способом?».
- Проявляйте свою заботу о ребенке не только в форме требований и ограничений, но и в форме эмоциональной поддержки, тепла, искреннего интереса к жизни ребенка. Больше и чаще демонстрируйте свои чувства. Важно, чтобы интерес не был навязчивым, так как в этом возрасте дети, как правило, неохотно допускают взрослых в свой внутренний мир. Однако сам факт проявления внимания к их жизни может оказаться очень значимым.
- Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
- Предмет разговора с ребенком должен быть конкретным, затрагивающим суть дела. При этом нельзя касаться личности («ты такой, сякой»), т.к. возникает «круговая оборона», защита своей чести, своего «Я», особенно это касается ситуаций конфликтов, споров, ссор. Разбирая конфликтные ситуации, оценивайте только действия, демонстрируя, что не нравятся именно они, а не сам ребенок как личность.
- Общение должно быть в виде диалога, где существует равенство позиций взрослого и подростка.
- Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении. И не стесняйтесь предлагать помощь. Например, вместо того, чтобы сказать «Ты опять получил в «двойку» («тройку») по русскому языку! Ты меня расстраиваешь», лучше сформулируйте свое послание следующим образом: «Я очень переживаю за твои оценки, мне кажется, что ты можешь учиться гораздо лучше. Может быть, я могу тебе чем-то помочь?».
- Помните, что подросток - личность, претендующая на равные со взрослыми отношения и права. Уважайте его право выбора, в том числе право на совершение ошибки.
- Принимая самостоятельность ребенка, не сводите ее к вседозволенности. Пусть он определит время возвращения домой, объем задания. Тогда вам легче будет контролировать принятое самим ребенком решение.
- Будьте более внимательным к проблемам ребенка, ведь в его восприятии они имеют не меньшую значимость, чем проблемы взрослых.
- Старайтесь осознавать, что мир взрослого и мир ребенка - два разных мира, что система их ценностей может отличаться. Нужно, чтобы он чувствовал, что взрослые уважают его как личность.
- Постепенно учите ребенка самого справляться со своими трудностями. Пусть самостоятельно ставит цели и определяет пути их достижения.
- Помогайте ребенку выстраивать собственный путь, а не ведите его за собой.
- Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным», ответственным за свои решения и поступки.
- Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
- Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
- Старайтесь никогда не сравнивать ребенка с окружающими (даже в сердцах), особенно если это сравнение не в его пользу.
- Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
Рекомендации родителям 8 класса
Пока наши дети еще рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться в жизни и не потерять себя.
Для того, чтобы ребёнок не ошибся в своём выборе, вам нужно ему помочь разобраться в формировании его жизненных и учебных целей.
Все цели жизни человека подразделяются на 3 группы:
Первая жизненная цель — создание своей личности.
Вторая жизненная цель — создание отношений с другими людьми.
Третья жизненная цель — создание отношений с окружающей средой.
Семья и школа способны повлиять на формирование целей ребёнка, но в сравнении со школой влияние семьи намного больше. Семья обладает уникальными возможностями по передаче целей и общественных ценностей, средств, которыми достигаются поставленные цели.
Любое действие должно быть задано целью. Вначале взрослые должны совместно с детьми ставить посильные цели, учить распределять своё время и силы. Если эта работа ведётся систематически изо дня в день, то к старшим классам школы ребёнок будет способен сам планировать свою жизнь. Это касается целей ближайшего развития: дня, недели, месяца.
Но ведь существуют и долгосрочные цели, поставленные на период от года до нескольких лет.Например, цель поступить в университет является долгосрочной, но для того, чтобы она реализовалась, от человека требуется умение ставить и выполнять ежедневные цели: выполнять домашние задания, заниматься по предметам дополнительно, пополнять свой словарный запас, расширять кругозор, заниматься исследовательской работой и т.д.
Так какой же сделать для себя вывод? О том, как важно научить, направить правильно ребёнка по жизненному пути, помочь определиться с жизненными целями и приоритетами, а в конечном итоге помочь определиться с профессиональным выбором.
Жизненная цель для ребенка-подростка важна, как никому другому. Цель в жизни ребенка в «переходном возрасте» поможет, если не решить полностью, то хотя бы свести к минимуму конфликтные ситуации между ним и родителями
Жизненная цель заключается в том, что подросток четко знает, чего хочет, что для него представляет наибольший интерес и старается приложить все усилия для ее достижения.
Памятка для родителей
Ваш ребёнок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростки как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.
- Беседуйте со своим сыном или дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.
- Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
- Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребёнка.
- Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нём желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
- Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.
- Создайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
- Говорите правду ребёнку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.
- Будьте сами примером ребёнку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.
Рекомендации родителям 9 класса
9 класс - это один из самых сложных периодов в жизни ребёнка, это пик «подросткового кризиса». Особенность девятого класса, самого старшего из подростковых, заключается в переходности, в пересечении специфических возрастных черт – подростковых и юношеских.
Отсюда те психические новообразования, которые характерны для этого возраста:
1. Ведущие потребности девятиклассников – это интеграция подростковых потребностей в проявлении взрослости и в общении со сверстниками с потребностями, присущими ранней юности: в самопознании и самоопределении.
С одной стороны, девятиклассники стремятся к «внешней» взрослости, которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола
Претендующие на роль взрослого человека подростки не терпят отношения к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения, а иные отношения их унижают и оскорбляют.
С другой стороны, потребность быть взрослым постепенно заменяется необходимостью быть им: многие девятиклассники уже всерьез задумываются о своем профессиональном и личностном будущем и нередко сталкиваются с настоящими взрослыми проблемами: от серьезной первой любви до зарабатывания средств на жизнь.
Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми, и если учитель делает замечания об отрицательных чертах его характера – возникает аффективная вспышка и конфликт.
2.Отсюда — интенсивное развитие внутренней жизни подростка: на смену приятельства приходит дружба, делаются попытки вести интимные дневники, начинаются первые влюблённости. Интенсивно развивается восприятие себя как человека определённого пола, определяющее соответствующие формы поведения. Взаимный интерес одноклассников и одноклассниц друг к другу становится значительно заметнее: юноши-мальчики начинают потихоньку догонять своих сверстниц в физическом и социально-психологическом развитии.
3. Расширяется потребность в общении и его «география». «Старшие подростки в отличие от предыдущих возрастов оценивают, какие новые возможности может предоставить им социальное пространство для общения в различных видах деятельности». Однако большая часть времени посвящается прогулкам, разговорам или молчаливому ничегонеделанию, т.е. «тусованию». С одной стороны, неплохо, что одноклассникам хочется общаться и после школы, но с другой – совершенно понятно, что этому общению могут сопутствовать и всякого рода антисоциальные деяния: выпивка, примыкание к сомнительным группировкам «ближних взрослых».
4. Поведение девятиклассника часто носит протестующий характер по отношению к взрослым, проявляющийся в разных формах (демонстративные действия негативного характера, неподчинение требованиям, стремление избегать нежелательных контактов). Отсюда – конфликты с учителями, нарушение дисциплины без неприятных субъективных переживаний. Хотя отношения с учителем могут складываться по-разному: от противостояния или равнодушия («лишь бы не мешал») до возрастающей потребности в признании с его стороны и даже в доверительном общении.
5. Ярко выражена у девятиклассников и противоречивость коммуникативного поведения: с одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все, отвечать тем нормам, которые приняты в их среде, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирование собственными недостатками.
6.Значимой деятельностью для девятиклассников может оказаться та, которая имеет отношение к их профориентации. Этой деятельностью может быть и учение, если старший подросток собирается продолжать образование. Значимой с точки зрения профориентации деятельностью для старших подростков нередко становятся вполне конкретные практические занятия, меняющие статус увлечения на более серьезный: автомеханика, компьютерная графика, различные виды домоводства.
Еще более значимой становится коллективная творческая деятельность: совместные поездки, походы, в которых можно уже не казаться, а быть взрослыми в необычных, порой экстраординарных условиях; всевозможные формы «деятельности-общения» – дискуссии, тренинги, темой которых является раскрытие их «Я» и взаимоотношения с другими.
Окончание девятого класса – это не только завершение этапа общего образования, не только первые серьезные экзамены и получение первого официального документа об образовании. Это прощание с детством и отрочеством, для многих – прощание со своим классом и грядущая первая серьезная встреча со взрослой жизнью.
2 ступень "МОЙ РЕБЕНОК - СТАРШЕКЛАССНИК"
Рекомендации родителям 10 класса
Как же построить отношения с подростком?
- Относитесь к вашему взаимодействию как к «парному танцу» со сменой ролей. Вы выступаете то в роли ведущего, то в роли ведомого; то в роли авторитета, то в роли «чайника», ничего не понимающего в современной молодёжной субкультуре. Причём, важна не «маска» роли, а реальная готовность адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации и настроению, гибкая позиция по отношению к мнениям и взглядам и уважение к другой, отдельной личности.
- Не планируйте конкретного результата «воспитательного воздействия», и не зацикливайтесь на нём. Он всё равно будет другим. Ведь это «парный танец» взаимоотношений. Вы задумывали одно, а получилось совсем другое: радуйтесь – вас избавили еще от одного стереотипа.
- Подросток не глина, да и вы не скульптор. Ваша цель — помогать ему меняться и взрослеть, исходя из его реальных устремлений и целей.
- Примите факт того, что вы не являетесь авторитетом и перестаньте командовать и руководить - это абсолютно проигрышная стратегия взаимоотношений с любым подростком. Необходимо руководствоваться тем, что ребёнок больше анализирует ваши действия, стратегии, статус, а не ваши слова.
- Помните, что одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске, порой не очень оправданном, продиктованном желанием самоутвердиться. Если вы ещё этому не научились, время пришло. Не бойтесь рисковать вместе с ребёнком, но на своей территории. Чем более настойчивы и находчивы вы будете в своём желании опробовать новые способы взаимодействия с ребёнком, тем скорее вы начнёте говорить с ним на одном языке.
- Старайтесь «фильтровать» информацию, поступающую к вам из СМИ и литературы по проблемам подросткового возраста. Во-первых, она сама далека от идеала в плане глубины анализа. Во-вторых, хорошим тоном публикаций последних лет стали «страшилки», а далеко не каждому ребенку такой «костюмчик» окажется впору.
-
- Сохраняйте чувство юмора. Если вы сами начинаете «застревать» на анализе и разборе подростковых проблем и перспектив их разрешения, то ситуация становится похожей на непрерывное производственное совещание.
- Помните: нравственные и этические ценности нельзя механически передать, а уж, тем более, навязать, они формируются и становятся своими или остаются чужими в период всего взросления.
- Попробуйте не только слушать ребёнка, но и наблюдать за его реакциями. Подчас его поза, жесты и мимика лучше говорят о его состоянии, чем привычный вербальный (словесный) подростковый протест.
- Одно из главных стремлений подростка — стремление к самостоятельности. Но самостоятельность предполагает полную ответственность за себя и посильную - за жизнь семьи. Основная проблема заключается в том, что подросток стремится к ответственности только там, где она ему выгодна. Ваша же задача научиться делиться своей ответственностью с ним и в других «маловыгодных», на первый взгляд, областях.
- Помогайте ребёнку сделать конкретные шаги к его целям - это очень важно для самоопределения. Поскольку в подростковом возрасте цели глобальны, а возможности ещё немножко отстают, то его «идеал» так и может остаться в области мечтаний о несбыточном. Помогите ребёнку поверить в свои силы, и, если это необходимо, разработайте вместе стратегию достижения результата. Помните, что ведущая роль в подобной работе и ответственность за неё принадлежит ему, вы — лишь «аксакал», способный поделиться собственным опытом по запросу ребёнка.
- Научите ребёнка не бояться собственных ошибок и относиться к ним как к, возможно, не самому приятному опыту для последующего анализа. Банальное: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает»,- помогает это осознать. Желательно показывать опыт «падений и взлётов» на примерах из собственной жизни и жизни других значимых для ребёнка людей, а не на постоянном проговаривании и бесконечном «разборе его полётов».
- Обратите внимание подростка на то, что любому человеку свойственны внутренняя противоречивость, неоднозначность, конфликт желаний и мотивов поведения. Понятия добро/зло, неудачник/победитель, свобода/зависимость, воля/безволие, правда/ложь и т.д. подчас бывают столь относительны, неоднозначны и непостоянны, что каждая новая ситуация даже в жизни взрослого человека требует их проверки, анализа, а иногда и полного пересмотра.
Рекомендации родителям 11 класса
Роль родителей в профессиональном самоопределении учащихся
Уважаемые родители, выбор профессии – важный и ответственный шаг в жизни каждого человека, ведь речь идет о жизненном призвании.
На выбор профессии ребенка могут оказывать влияние следующие факторы:
- родители;
- друзья;
- СМИ;
- профильное обучение;
- родственники;
- сверстники.
Для того, чтобы выбор профессии был идеальным, прежде всего ребенок должен решить сам, какую профессию ему выбрать, но огромную роль в этом выборе играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников
Таким образом, если ребенок выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет.
Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистичный характер. У ребенка могут возникать вопросы о содержании профессиональной деятельности, о месте возможной работы, об уровне зарплаты, он может смешивать понятия «профессия» и «должность». Находясь в ситуации выбора , дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых.
Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно. Особенно ценно для подростков, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями.
Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами. Гораздо важнее непосредственный опыт. Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую выбрал ребенок. Опыт подобного общения может, как подтолкнуть к выбору, так и заставить задуматься о том, насколько он в действительности сможет работать по выбранной специальности.
Выбор профессии – это прежде всего процесс, цепочка взаимосвязанных шагов , осуществляемых с учетом различных обстоятельств.
1. Осведомленность и ориентировка .
Чтобы правильно ориентироваться в пространстве выбора профессий, можно обратиться к специалистам по профессиональному консультированию, которые смогут дать вам прогноз относительно востребованности специалистов, т. ч. и профессии через несколько лет, а также помогут составить полное представление о профессии, раскроют информацию о требующихся знаниях и умениях, трудовых операциях, орудиях труда, нормах, оплате труда. Здесь же помогут и в выборе образовательного учреждения.
2. Выявление способностей и склонностей.
Постарайтесь сначала помочь ребенку оценить его интересы. Чем бы он хотел заниматься? Какие предметы из школьной программы ему нравятся? Чем он любит заниматься в свободное время? Легко ли ему даются контакты с людьми, особенно посторонними?
Способности и склонности – не одно и то же. Возможно, что вы испытываете интерес, к какому- либо виду деятельности, но успех в ней обойдется вам слишком большой физической и психологической ценой. Чтобы этого не случилось, желательно подростку получить консультацию психолога (можно в школе, а еще лучше - в Центре Занятости, у специалиста по профконсультированию.
В случае необходимости подростку будет рекомендован комплекс мероприятий, направленных на совершенствование профессионально полезных качеств.
3.Социальный спрос на профессию (ситуация на рынке труда).
Полезно помочь ребенку оценить ситуацию на рынке труда. Простейший путь: возьмите несколько изданий с объявлениями о вакансиях, сходите на посвященные трудоустройству сайты в сети Интернет и посмотрите, какие специалисты требуются. Имеет смысл также воспользоваться прогнозами, которые составляют кадровые агентства и службы занятости. Сопоставив эти данные, определите, учеба в каком вузе и на каком факультете сулит наилучшие перспективы. Однако учитывайте, что потребности рынка могут меняться. Через 3-5 лет, когда ваш ребенок закончит обучение, картина может поменяться. Так что выбирайте сердцем, а не рассудком.
4.Анализ и организация действий.
Помогите ребенку оценить его главные профессиональные цели: чего он хочет от себя и от своей работы, кем он видит себя через 5 лет. Постарайтесь как можно больше узнать о будущей специальности, используя все доступные средства. Помогите ребенку оценить условия, определяющие его выбор, пути и средства осуществления выбора: уровень образовательной подготовки, материальные возможности на случай платного обучения, наличие образовательного учреждения, варианты возможного трудоустройства.
5.Принятие решения.
Собрав информацию, предложите ребенку составить список основных его профессиональных предпочтений из 5-10 позиций. Разделив лист бумаги на 2 колонки
(плюсы и минусы ), действуйте методом исключения. Когда в списке останется три пункта, проведите дополнительное, более детальное исследование и сделайте окончательный выбор.
Далеко не всегда все эти условия совпадают. Более того, зачастую какие-либо из этих обстоятельств просто не берутся в расчет. Выбор профессии оказывается, по существу, случайным и непродуманным, и, когда это становится ощутимым, человек снова встает перед проблемой выбора – продолжать мучения, пополнить ряды безработных или?...
Общий вывод: Семья - это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части своей жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает , что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.
Самое главное для ребенка, как бы он не стремился к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни , что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает им уверенность в своих силах и побуждает к достижениям не только учебным, но и профессиональным.