РУС БЕЛ ENG

Учителю-предметнику

Рекомендации учителям-предметникам

В центре внимания на уроке должен быть ученик, его личность. Поэтому необходимо создать условия для развития интересов и стремлений учащихся, активно вовлекать их в творческий учебный труд, который приносил бы учащимся радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству. Важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нём на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и учащихся, моральные нормы и интересы.

 

С целью создания благоприятного микроклимата

на уроках в 5-ых классах необходимо:

 

  1. Исключить повышение тона, вести уроки, используя доброжелательный тон, который способствует созданию благоприятной психологической атмосферы на уроке.
  2. Проявлять внутреннюю уверенность и спокойствие, постоянную бодрость, готовность к действию и сотрудничеству.
  3. Быть сдержанным в движениях, словах.
  4. Использовать психологические приёмы по привлечению внимания пятиклассников:
  • Яркие рисунки-стимулы, изображения;
  • Слова - якоря («внимание», «обратите внимание»);
  • Модуляции темпа речи (выдерживание паузы, изменение темпа от нарочито медленной речи до скороговорки; резкое изменение интонаций – то, что характерно для актёрской речи).
  • Жестикуляцию (речь должна сопровождаться мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией [ладони открыты, жесты широкие и свободные]).
  • Тренировку внимания (приём «Лови ошибку», «Королева орфографии», «Карта острова сокровищ»).
  1. Концентрации внимания способствуют уроки в нестандартной форме: урок-игра, урок-путешествие, гостиная и т.д.)
свернуть

Памятка по организации и совершенствованию контрольно-оценочной деятельности учителя

1. Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой «Требования к знаниям и умением учащихся». Программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен школьниками.
2. Алгоритм организации проверки:

2.1 учитель отбирает материал для проверки в соответствии с программой;

2.2 разрабатывает систему вопросов и заданий;

2.3 подбирает необходимые пособия и средства обучения;

2.4 заблаговременно планирует знания и умения учащихся, которые будут проверены;

2.5 определяет методы и формы проверки.

3. Объективная и систематическая оценка стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ.
4. При учете знаний любой труд школьника должен быть оценен. Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом.

5. Отметки выставляются за:
– устные ответы при индивидуальной проверке;
– выполнение практической работы;
– при фронтальной устной проверке за совокупность ответов;

– исправления, дополнения ответов другими учащимися;
– ответы в процессе беседы при изучении и закреплении нового материала.

6. Что проверять?
– Устанавливается, весь ли программный материал усвоен, всеми ли указанными в программе практическими умениями и навыками владеет.
– Проверяется объем, качество знаний, прочность, систематичность, глубина и действенность знаний, оценивается форма их выражения.
– При выполнении письменных работ проверяется не только качество ответа, но и грамотность написания

7. Учитель обязан объявлять отметку отвечающему и всему классу, указывать, почему поставлена та или иная отметка.
8. Отметка обязательно комментируется. При оценке учитель должен кратко отметить, в чем положительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить внимание
9. Учитель обязан заранее объяснять критерии отметок, чтобы учащиеся знали, при каких условиях ставится та или иная отметка.

10. При анализе ответа учитель определяет:
– все ли изложил учащийся,
– сколько ошибок было, какие это были ошибки,
– какие были сделаны неточности,
– правильно ли понят учебный материал,
– знает ли учащийся определение понятий,
– умеет ли объяснять связи и зависимости,
– дословно пересказывает материал или переосмыслил его,
– умеет ли учащийся выделять главное,
– умеет ли учащийся оперировать знаниями, применять их для объяснения новых фактов, событий,
– умеет ли учащийся логично, последовательно излагать материал,
– насколько связно, кратко и уверенно учащийся излагает материал,
– нуждается ли учащийся в наводящих вопросах, подсказках,
– умеет ли выполнять действия, сознавать систему действий, устно перечислять порядок действий, практически пользоваться им
11. Выставление отметок в дневник – обязанность учителя.
12. Недопустимо снижение отметки и выставление неудовлетворительной отметки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, спортивную форму.
13. Проверка имеет обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются.
14. Обучающие, контрольные, диагностические задания должны учить учащихся думать, анализировать, применять теоретические знания на практике, а не просто воспроизводить материал.
15. Проверка имеет обучающее значение – обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле
16. Систематически проводите количественный и качественный анализ контрольных и обучающих работ
17. Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены, работали ли учащиеся самостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материала.
18. Проверяйте рабочие тетради, обращайте внимание на культуру письменной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома. Соотносите отметку за задание в рабочей тетради с регламентируемым Методическими рекомендациями по формированию культуры устной и письменной речи объёмом работы.
19. Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на учебном занятии.
20. Не забывайте о стимулирующей функции 10-балльной системы, старайтесь отметить нестандартные способы решения, положительные достижения ребят.
21. Важно поурочное оценивание! Непроверенные или непродуманные задания во время занятия приводят к плохо выполненным контрольным работам, что приводит к необъективным отметкам за четверть, год.

свернуть

ПАМЯТКА по стимулирующему оцениванию знаний учащихся

1. По всем предметам всю первую четверть в 5-ых классах.
2. Всю первую четверть во всех классах в начале изучения нового предмета.
3. Всю первую четверть учащимся класса, в котором впервые начал работать учитель.
4. В первые две недели месяца начала учебного года во всех классах по всем предметам.
5. На первых двух уроках после каникул во всех классах по всем предметам.
6. В первый день после выходных и праздников во всех классах и по всем предметам.
7. На следующий урок после отсутствия учащегося в классе.
8. Во время кратковременной замены основного учителя другим учителем.
9. Если у учащегося стоит «незакрытая» неудовлетворительная отметка по данному предмету.
10. При организации, проведении и проверке самостоятельных работ во всех классах и по всем предметам.

свернуть

Методика проведения выпускного экзамена в форме диктанта

1. Учитель выразительно прочитывает весь текст диктанта, учащиеся внимательно слушают, осмысливают содержание текста. Первичное восприятие текста на слух помогает учащимся избежать ряда ошибок.

2. При необходимости проводится объяснительная работа: обращается внимание на значение отдельных слов, некоторые записываются на доске (имена людей, термины, иноязычные слова).

3. Затем текст диктанта записывается по предложениям:

  • учитель читает предложение полностью, учащиеся внимательно слушают;
  • это же предложение учитель читает частями, поделив его на законченные смысловые отрезки, не повторяя их по несколько раз;
  • после того, как предложение записано полностью, учитель читает его ещё раз.

В процессе диктанта исключаются подсказки учителя, в том числе и при произношении слов. Совершенно недопустимо орфографическое «подсказывающее» чтение, резко расходящееся с нормами речи (например: чтение слова д[о]ро[ж]ка вместо д[а]ро[ш]ка).

Рекомендуется соблюдать ровный темп чтения, чтобы обеспечить возможность всем учащимся успевать записывать диктуемый текст.

4. После записи всех предложений текст диктанта читается учителем повторно, с более продолжительными паузами после каждого предложения, чтобы учащиеся успели внимательно проверить правильность написания слов, исправить выявленные ошибки.

5. Самостоятельная проверка текста в течение 5-10 минут.

свернуть

Методика проведения выпускного экзамена в форме изложения

1. Вступительное слово учителя (подготовка учащихся к первичному восприятию текста).

Трудные для написания имена собственные, а также слова, имеющие терминологический характер, или слова, правописание которых не изучалось, по решению экзаменационной комиссии могут быть написаны на доске перед чтением текста.

2. Чтение текста учителем. Чтение должно быть правильным, с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, при этом экзаменуемым разрешается делать в черновиках необходимые записи. Форма этих записей свободная.

3. Самостоятельная работа учащихся (до 30 минут).

4. Второе чтение текста учителем.

5. Создание чернового варианта экзаменационной работы, проверка написанного, переписывание начисто своей работы, ещё раз её проверка и сдача работы.

Необходимость в третьем чтении может возникнуть в классе с низким уровнем обученности. Его лучше всего проводить, когда большинство учащихся закончили работу над черновиком.

Вопрос о третьем чтении решается экзаменационной комиссией

свернуть

Организация итогового повторения в выпускных классах

  • Оптимально качественно подготовить выпускников школы к итоговой аттестации
  • Откорректировать знания
  • Организовать эффективное повторение учебного материала
  • Осуществить диагностику уровня подготовки
  • Использовать индивидуально-дифференцированный подход

 

Организация итогового повторения в выпускных классах

Вид повторения

Цель повторения

Вводное

Активизация элементов ранее изученного содержания для облегчения изучения нового материала.

Текущее

Борьба с феноменом забывания: активизация в ходе работы над темой ранее изученного материала этой же темы.

Поддерживающее

Борьба с феноменом забывания: активизация материала ранее изученных тем этого же учебного курса.

Итоговое

Активизация материала всего учебного курса для пояснения его логической структуры и выстраивания системы внутрипредметных и межпредметных связей.

Систематизирующее

Укрупнение логической структуры изученного материала путем объединения его элементов в группы о тем или иным признакам, выявленным в ходе работы, и выстраивания системы взаимосвязи между этими группами.

Обобщающее

Выделение основных содержательных и функциональных линий материала изученной темы, ключевых фактов, алгоритмом и ценностных установок.

 

Факторы, влияющие на качество подготовки учащихся к итоговой аттестации

  •  Различные формы итоговой аттестации
  • Отмена занятий по различным причинам
  • Отсутствие ученика или учителя по различным причинам
  • Психологические проблемы
  • Большая нагрузка для ученика и для учителя
  • Различный уровень подготовки выпускников
  • Опыт учителя
  • Организация учебного процесса в школе 

 

Учащийся

  • Психолго-педагогические проблемы
  • Необходимость решить вопрос о своей дальнейшей учебе
  • На период повторения ученик продолжает изучать до 15 предметов, по 4 (5) из которых он должен сдавать экзамен
  • Возможные пропуски уроков
  • 4 четверть – почти всегда решающая для выставления итоговых оценок
  • Проблемы НОТ ученика

 

Учебные задачи, стоящие перед выпускниками

  • повторить весь пройденный материал по предмету
  • систематизировать знания
  • определить и ликвидировать индивидуальные пробелы в изученном.

 

Возможные пути решения учебных задач учащихся

Только самоповторение позволит учащемуся достичь желаемых результатов. Главное для преподавателя – это создать условия на уроке для проявления самостоятельности обучаемых, пробуждения их познавательной активности.

Учитель

  • Опыт учителя
  • Материально-технические возможности школы
  • Дидактический материал
  • Временные рамки
  • Разный уровень обученности и обучаемости учеников
  • Возможное отсутствие учителя

 

Возможные проблемы учителя при подготовке выпускников к сдаче экзаменов, ЦТ

  •  Незнание (непонимание) «правил игры»
  • Неприятие «правил игры»
  • Неумение работать по тестовым технологиям
  • Незнание особенностей содержания и результатов (типичных ошибок) выполнения КИМов
  • Неумение анализировать документы (спецификации, планы экзаменационных работ)
  • Незнание (непонимание) критериальной базы, системы оценивания
  • Неполное владение материалом программы
  • Неумение вести дифференцированную работу с учащимися (проблемы диагностики и организации процесса)
  • Отсутствие (нехватка) дидактического материала

 Возможный цикл уроков при итоговом повторении

  •  Семинары – консультации
  • Практикум
  • Обзорная лекция (обобщение и систематизация знаний)
  • Входной контроль (диагностика обученности)

 Условия качественной организации уроков итогового повторения

  • Обеспечение положительной мотивации учащихся на повторение ранее изученного материала;
  • vзнакомство школьников с требованиями, предъявляемыми к их подготовке;
  • vвыделение узловых вопросов программы, предназначенных для повторения;
  • vиспользование различных видов повторения (вводное, текущее, поддерживающее, итоговое, систематизирующее, обобщающее);
  • vиспользование схем, моделей, опорных конспектов, справочников.

 Диагностика уровня обученности

Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяет оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений.

Уроки-лекции
(систематизации и обобщения знаний)

  • Обеспечение положительной мотивации учащихся на повторение ранее изученного и усвоенного материала
  • Раскрывается перспектива учебной деятельности, устанавливается связь учебного материала, предназначенного для повторения, с идеями, которые предстоит освоить. Ученики убеждаются, что эти идеи интересны и важны.
  • Учащиеся знакомятся с последовательностью, в которой будут рассматриваться вопросы, затем в каждой теме выделяется теоретический материал, знание которого необходимо для обоснования решения задач.
  • Освещаются вопросы теории: происходит обобщение учебного материала, даются приемы и методы решения задач, углубляются и расширяются знания учащихся.

 Практикум

На этих уроках даются образцы решения задач.

Установлено, что повторение протекает успешно, если оно проводится на вариативном материале, с постоянным нарастанием сложности заданий. Благодаря этому повторяемый материал рассматривается с разных сторон, выявляются связи его с другими разделами курса, что способствует более полной и глубокой систематизации знаний учащихся. В результате этого происходит перенос знаний, умений и навыков на более высокий уровень.

 Семинары-консультации

  • Различные формы проведения
  • Индивидуальный подход к учащимся
  • Работа с дополнительной литературой

 Условия успешности итогового повторения

 Итоговое повторение станет успешным, если:

  • будет обеспечена положительная мотивация учащихся на повторение ранее изученного материала;
  • в учебном процессе будет реализован личностно-ориентированный подход;
  • будет применяться система задач, которая способствует расширению, углублению, систематизации знаний учащихся;
  • содержание повторяемого материала и способы его подачи будут способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках и в процессе самостоятельного приобретения знаний;
  • в процесс деятельности учащихся в арсенал приемов и методов мышления будут включены индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация;
  • будут использоваться передовые педагогические технологии
свернуть
поделиться в: