1. Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой «Требования к знаниям и умением учащихся». Программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен школьниками.
2. Алгоритм организации проверки:
2.1 учитель отбирает материал для проверки в соответствии с программой;
2.2 разрабатывает систему вопросов и заданий;
2.3 подбирает необходимые пособия и средства обучения;
2.4 заблаговременно планирует знания и умения учащихся, которые будут проверены;
2.5 определяет методы и формы проверки.
3. Объективная и систематическая оценка стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ.
4. При учете знаний любой труд школьника должен быть оценен. Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом.
5. Отметки выставляются за:
– устные ответы при индивидуальной проверке;
– выполнение практической работы;
– при фронтальной устной проверке за совокупность ответов;
– исправления, дополнения ответов другими учащимися;
– ответы в процессе беседы при изучении и закреплении нового материала.
6. Что проверять?
– Устанавливается, весь ли программный материал усвоен, всеми ли указанными в программе практическими умениями и навыками владеет.
– Проверяется объем, качество знаний, прочность, систематичность, глубина и действенность знаний, оценивается форма их выражения.
– При выполнении письменных работ проверяется не только качество ответа, но и грамотность написания
7. Учитель обязан объявлять отметку отвечающему и всему классу, указывать, почему поставлена та или иная отметка.
8. Отметка обязательно комментируется. При оценке учитель должен кратко отметить, в чем положительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить внимание
9. Учитель обязан заранее объяснять критерии отметок, чтобы учащиеся знали, при каких условиях ставится та или иная отметка.
10. При анализе ответа учитель определяет:
– все ли изложил учащийся,
– сколько ошибок было, какие это были ошибки,
– какие были сделаны неточности,
– правильно ли понят учебный материал,
– знает ли учащийся определение понятий,
– умеет ли объяснять связи и зависимости,
– дословно пересказывает материал или переосмыслил его,
– умеет ли учащийся выделять главное,
– умеет ли учащийся оперировать знаниями, применять их для объяснения новых фактов, событий,
– умеет ли учащийся логично, последовательно излагать материал,
– насколько связно, кратко и уверенно учащийся излагает материал,
– нуждается ли учащийся в наводящих вопросах, подсказках,
– умеет ли выполнять действия, сознавать систему действий, устно перечислять порядок действий, практически пользоваться им
11. Выставление отметок в дневник – обязанность учителя.
12. Недопустимо снижение отметки и выставление неудовлетворительной отметки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, спортивную форму.
13. Проверка имеет обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются.
14. Обучающие, контрольные, диагностические задания должны учить учащихся думать, анализировать, применять теоретические знания на практике, а не просто воспроизводить материал.
15. Проверка имеет обучающее значение – обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле
16. Систематически проводите количественный и качественный анализ контрольных и обучающих работ
17. Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены, работали ли учащиеся самостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материала.
18. Проверяйте рабочие тетради, обращайте внимание на культуру письменной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома. Соотносите отметку за задание в рабочей тетради с регламентируемым Методическими рекомендациями по формированию культуры устной и письменной речи объёмом работы.
19. Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на учебном занятии.
20. Не забывайте о стимулирующей функции 10-балльной системы, старайтесь отметить нестандартные способы решения, положительные достижения ребят.
21. Важно поурочное оценивание! Непроверенные или непродуманные задания во время занятия приводят к плохо выполненным контрольным работам, что приводит к необъективным отметкам за четверть, год.