СТРАТЕГИЯ САМОПОМОЩИ НА ВРЕМЯ СТРЕССА
- Не принимайте сгоряча никаких решений, воздержитесь от активных действий.
- Если нельзя покинуть место, где вас застиг стресс, переключите внимание на нейтральные объекты. Например, пристально осмотрите комнату, в которой находитесь, будто впервые ее видите, и мысленно (если есть возможность - вслух) опишите находящиеся в ней предметы.
- Смочите лоб и запястья холодной водой.
- Выполните ранее освоенные дыхательные упражнения, в частности, глубокое дыхание с задержкой вдоха и медленным выдохом. Изучите технику дыхания по квадрату.
- Увеличьте объем выпиваемой жидкости. Пейте чистую воду.
- Позаботьтесь о правильном питании: включите в рацион яркие фрукты и овощи (цитрусовые, бананы, томаты), зелень, кисломолочные продукты, орехи, говядину и рыбу.
- Выполняйте физические упражнения.
- Помните, что при неприятностях, усталости, обострении проблем рекомендуется делать то, что приносит удовольствие, и тем самым компенсировать негатив.
- Помните, что обращение к психотерапевту – это проявление силы, готовности меняться и духовно расти.
!!! Каждый способен влиять только на самого себя, и готовность человека к изменениям, самосовершенствованию определяет успех в оказании помощи. Если человек видит источник своих проблем в других людях и обращается за помощью с требованием их переделать, то он должен осознать, что это не в силах ни одного специалиста.
ПРАВИЛА САМОПОМОЩИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ РАССТРОЙСТВ ПСИХИКИ.
- Учитесь рационально распоряжаться своим временем.
- Ставьте перед собой цели, соразмерные вашим силам.
- Трезво оценивайте собственные возможности и меру своего влияния на жизненные обстоятельства.
- Отличайте главное от второстепенного.
- Разделяйте работу и ответственность с коллегами.
- Подходите к проблеме с разных сторон, старайтесь увидеть несколько решений.
- Воспринимайте действительность такой, какая она есть.
- Извлекайте полезный опыт из произошедших в вашей жизни событий.
По материалам интервью с главным внештатным психотерапевтом
комитета по здравоохранению Мингорисполкома,
кандидатом медицинских наук, доцентом Н. Березовской.
№3, 19.01.2017 г. Вечерний Минск.
КАК ЖЕ ПОДДЕРЖАТЬ ВЫПУСКНИКА?
- Сосредотачивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки.
- Помогайте учащемуся поверить в себя и свои способности.
- Помогайте избежать ошибок. Наталкивайте на правильную мысль.
- Поддерживайте выпускника при неудачах.
- Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена.
- Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.
- Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ ПО РАБОТЕ И ПОДДЕРЖКЕ УЧАЩИХСЯ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ
Каким образом можно распознать тревожного ребёнка? Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причём это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакцией взрослого. Они обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли.
Тревожные дети при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя «посмотреть, правильно ли они сделали». Они часто теребят волосы, грызут ручку.
Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной для тревожного ребёнка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.
Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьёзности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности.
Задача взрослого – создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по математике». Очень важно, чтобы неуверенный ребёнок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций («Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным»). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дожидаться, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»).
Неуверенного ребёнка можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: «Я уверена, у тебя всё получится», «Ты обязательно справишься». Если ребёнок никак не может приступить к выполнению задания, долго сидит, ничего не делая, стоит спросить его: «Ты не знаешь, с чего начать? Как выполнять задание?» - и предложить ему альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал». Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько». Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение работы.
Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.п. тем самым взрослый как бы говорит ребёнку: «Я здесь, ты не один». Если ребёнок обращается за помощью («Посмотрите: я правильно делаю?»), лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты всё делаешь правильно и у тебя всё получится».