РУС БЕЛ ENG

Методическая копилка

Индивидуальная образовательная траектория как условие достижения успеха в работе с высокомотивированными учащимися на уроках математики

02.03.2022

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.

 В.А. Сухомлинский

 

В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Выявление высокомотивированных учащихся, организация системной работы – одна из главных задач современной школы.

        Модель сопровождения высокомотивированных учащихся  создается на основе деятельности учителя. Реализация модели происходит через индивидуальную образовательную траекторию учащегося, которая выстраивается в результате взаимодействия учителя и ученика.

      Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.

       При составлении индивидуальной образовательной траектории: - учитель создает учащемуся возможность для выбора, выступая, как консультант и советчик. Учитель учитывает индивидуальные интересы школьников; особенности учебной деятельности; предпочитаемые виды учебных занятий; способы работы с учебным материалом; особенности усвоения учебного материала; виды учебной деятельности; - для учащегося при составлении индивидуальной траектории самое важное – оценить свои возможности, способности, перспективы, интересы, усилия, которые он предполагает приложить для изучения того или иного материала, либо, чтобы добиться запланированного результата.

      Первоначальным этапом для создания модели необходимо провести общую диагностику высокомотивированных детей, выявить одаренных. 

При выявлении одаренных детей учитываются: 

1) уровень развития способностей, достигнутый на данном возрастном этапе; 

2) особенности индивидуальных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в определенных видах деятельности; 

3) потенциальные возможности ребенка.

       Результаты диагностики создают основу для выработки стратегии дальнейшего обучения и сопровождения высокомотивированного ребенка. 

Свою работу ориентирую на дифференциацию образовательного процесса,

обновление методов обучения, использование современных образовательных технологий, направленных на удовлетворение образовательных потребностей каждого школьника с учетом его склонностей, интересов, учебно-познавательных возможностей. Учебный процесс и воспитательную  работу   организую  как субъект – субъектное взаимодействие учителя и ученика. Этому способствует использование мной системно - деятельностного подхода, который является методологической основой образовательного стандарта нового поколения. Такой подход позволяет достигать высокого качества предметных компетенций, эффективно развивать интеллект, формировать нравственный смысл учения, целеустремленность и настойчивость в достижении результата, что позволяет учащимся становиться субъектами своей деятельности и вцелом успешно ориентироваться и самоопределяться в жизни.    

        Для развития у высокомотивированных школьников внутренней мотивации, интеллектуальных и творческих возможностей необходима интеграция урочной и внеурочной деятельности, позволяющая учащимся выбирать содержание образования в зависимости от своих способностей и предпочтений, и в сотрудничестве с педагогом моделировать индивидуальную образовательную траекторию. Внеурочную деятельность реализую через программу занятий «Готовимся к олимпиадам по математике» для V–XI классов.

Цель углубление знаний учащихся через изучение дополнительных тем учебного предмета «Математика», развитие логического мышления и творческих способностей, исследовательских умений, воспитание настойчивости, инициативы, самостоятельности.

Задачи: - изучение дополнительных тем учебного предмета «Математика»;

- обучение стандартным методам решения нестандартных задач.

          Следующей ступенью сопровождения высокомотивированных учащихся является конкурсное движение. Конкурсное движение всегда открывает для детей новое: знание, способ познания, форму представления знания, собственные способности и возможности их демонстрации и применения.  Конкурс ставит участника в позицию исследователя и актуализирует затруднения, испытываемые им в собственной практике (выявление противоречий, самоанализ учебной деятельности и пр.), формирует потребность преодолевать собственные затруднения, объективирует потребность самосовершенствования.  Как учитель выступаю в роли консультанта: оказываю помощь по подготовке к предметным олимпиадам, конкурсам, в рамках индивидуально-групповых занятий, учу умению демонстрации своих возможностей и результатов. 

        Модель сопровождения выводит высокомотивированных учащихся на профессиональное самоопределение.  Цель профессионального самоопределения - постепенно сформировать у подростка внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно выбирать, планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).  Процесс профессионального самоопределения не только длительный, многоступенчатый, но и сложный для любого человека. Профессиональное

самоопределение связано с познанием и осознанием себя, становлением ценностей, мотивов, смыслов, умением оценивать себя, свои потенциалы, способности, осознавать потребности, с умением соотносить, согласовывать свои потребности с требованиями социума, конкретной профессии, умением   делать выбор, планировать, реализовывать жизненные и профессиональные планы. Все это требует от человека определенных социальных знаний, умений, навыков и таких качеств личности как самостоятельность, ответственность, креативность, высокий уровень интеллектуального развития.

 Схема: модель сопровождения высокомотивированных учащихся  

Профессиональное самоопределение

Программа «Готовимся к олимпиадам»

 

Программа «Готовимся к олимпиадам»

Профориентация

Конкурсное движение (олимпиады, конкурсы, конференции и т.д.)

Подготовка к участию в конкурсном движении

 

 

 

 

 

 

 

 

       

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Диагностика

 

Учебная деятельность

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ

Активная позиция

Методическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут:

- целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации;

- структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения.

Цели и задачи ИОМ:

- повышение уровня учебной мотивации;

- ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся;

- психолого-педагогическая поддержка учащихся.

         Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет. Способ построения ИОМ, характеризует особенности обучения ребенка и его  развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, поскольку сущность его построения, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса

Таблица: индивидуальный образовательный маршрут

ФИО учащегося___________ Класс__________Учебный год___________

 

Тема раздела/

тема занятия

Количество часов

Виды деятельности

Планирование работы

Отчет по выполнению

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

Для проектирования индивидуальной образовательной траектории учащихся выделяю следующие этапы работы:

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность

учащегося

Диагностика

Провожу диагностику уровня познавательных возможностей учащегося

 

Оценивает свои возможности

Консультация

Создаю ситуацию выбора, выступая консультантом

Осуществляет выбор индивидуальной траектории по предложенным параметрам

Этап моделирования

Оказываю помощь в выявлении типичных ошибок, допускаемых в работах,

в выборе форм работы по их устранению;

 прогнозировании ожидаемого результата деятельности учащегося.

Планирую оценку реализации учащимся ИОТ

Учащийся выявляет свои ошибки, выбирает формы работы по их устранению, пытается спрогнозировать ожидаемый результат;

продумывает рефлексию своей деятельности

Проектирование

ИОТ

Принимаю ИОТ учащегося, помогаю при возникновении проблем.

Осуществляю обратную связь

Реализует ИОТ в виде выбранной формы

Рефлексия

Провожу рефлексию (анализ деятельности и её результатов)

Осуществляет рефлексию собственной (причины успеха или неудач)

 

 

Схема: индивидуальная образовательная траектория

ФИО  учащегося___________ Класс__________Учебный год___________

 

Участие в  олимпиадах, конкурсах, конференциях

ФИО учащегося

Диагностика

Индивидуальные занятия по подготовке к олимпиадам

Участие в работе кружков, доп. занятий

Проблемные и творческие задания на уроке

Планирование на учебный год

Рефлексия, профессиональное самоопределение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема: индивидуальная образовательная траектория

 

 

 

 

ВУЗ

 

 

 

 

 

ФИО уч-ся

 

XIкласс/

уч. год

Деятельность учащегося

 

 

Xкласс/

уч. год

Деятельность учащегося

 

IXкласс/

уч. год

Деятельность учащегося

 

 

VIIIкласс/

уч. год

Деятельность учащегося

 

VIIкласс/

уч. год

Деятельность учащегося

 

VIкласс/

уч. год

Деятельность учащегося

Vкласс/

уч. год

Деятельность учащегося

Предметы базового учебного плана

 

 

                 

 

       Результаты движения по образовательной траектории можно проверять, ориентируясь на созданный учащимися продукт; полученные знания, которые реализуются в умениях оперировать ими в стандартной или творческой ситуации, отмечая формирование различного вида умений – мыслительных, коммуникативных, познавательных и т.д. Кроме того, необходима постоянная обратная связь, позволяющая не только корректировать движение учащегося по траекториям (а иногда и саму траекторию), но и оценивать его продвижение.

Таблица: результаты  реализации  индивидуальной образовательной траектории

ФИО  учащегося________________-

 

Этапы (год, класс)

Деятельность учащегося в конкурсном движении,

профессиональное самоопределение

Достижения

 

 

 

 

Система образования должна готовить молодое поколение к тому, чтобы быть востребованным в реальном мире. Очевидно, что мир, в который предстоит влиться выпускникам, имеет тенденцию стать быстро развивающимся, динамичным, высокотехнологичным. Поэтому педагогам необходимо формировать у учащихся моду на интеллект, на инновационное мышление, на успешную личностную и гражданскую самореализацию. Чтобы в таком мире человек будет вынужден выработать в себе разные качества или компетентности. Но главное, что ему придётся уметь делать – это постоянно реализовывать свой потенциал.

 

Пример индивидуальной образовательной траектории

 

Участие в  олимпиадах

Матюшев Михаил

Диагностика

Индивидуальные занятия по подготовке к олимпиадам

Проблемные и творческие задания на уроке

Планирование на учебный год

Рефлексия, профессиональное самоопределение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица: результаты  реализации  индивидуальной образовательной траектории

ФИО  учащегося: Матющев Михаил

 

Этапы (год, класс)

Деятельность учащегося в конкурсном движении,

профессиональное самоопределение

Достижения

2010/2011 уч. год,

5 класс

Участие в районной олимпиаде

Победитель,

диплом 3 степени

2011/2012 уч. год,

6 класс

Участие в районной олимпиаде

Победитель,

диплом 2 степени

 с 2012 по 2015 уч. г.,

7 – 9 классы

Обучался в СШ №17,

участие не принимал

Достижений нет

(уровень учебных достижений 7 баллов)

2015/2016 уч. год,

10 класс

Участие во 2 этапе республиканской олимпиады

Победитель,

диплом 3 степени

Участие в дистанционной олимпиаде по алгебре памяти Ананченко К.О.

Победитель,

Диплом 2 степени

Участие в олимпиаде по финансовой грамотности

Участие (73 %)

2016/2017 уч. год,

11 класс

Участие во 2 этапе республиканской олимпиады

Победитель,

диплом 3 степени

Участие в дистанционной олимпиаде по алгебре памяти Ананченко К.О.

Победитель,

диплом 3 степени

2017 год

Поступил в БНТУ на бюджет

 (приборостроительный факультет,  специальность: биохимические и медицинские аппараты и системы)

инженер-электромеханик

 

 

Учитель математики                                                     Шилякова Т.А.

свернуть

Практикум «Формирование мотивационной сферы»

Дальнейшая наша работа будет проходить по группам, всего групп пять, по количеству компонентов сферы учения. Каждой группе предлагается своё задание: из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию одного из компонентов мотивационной сферы учения, выписать эти утверждения маркером на отчётный лист (ватман). После окончания работы каждая группа прикрепляет подготовленный отчётный лист на стенд и защищает свой проект.
развернуть

Практикум «Формирование мотивационной сферы»

Дальнейшая наша работа будет проходить по группам, всего групп пять, по количеству компонентов сферы учения. Каждой группе предлагается своё задание: из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию одного из компонентов мотивационной сферы учения, выписать эти утверждения маркером на отчётный лист (ватман). После окончания работы каждая группа прикрепляет подготовленный отчётный лист на стенд и защищает свой проект.

Задание для I группы:

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – смысл учения.

В задачу Вашей группы входит:

  1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование смысла учения. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.
  2. Выбранные Вами утверждения написать на отчетный лист.
  3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).

Установки и действия педагога:

  • совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
  • выбор средств, адекватных цели;
  • учет возрастных особенностей школьников;
  • выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
  • использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
  • нестандартная форма проведения уроков;
  • создание ситуации успеха;
  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
  • использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
  • эмоциональная речь учителя;
  • использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
  • применение поощрения и порицания;
  • вера учителя в возможности ученика;
  • формирование адекватной самооценки учащихся;
  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.

Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента:

  • осознание ребенком объективной значимости учения;
  • понимание ребенком субъективной значимости учения.

                                                          Задание для II группы:

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – мотив учения.

В задачу Вашей группы входит:

  1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование мотива учения. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.
  2. Выбранные Вами утверждения написать на отчетный лист.
  3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).

Установки и действия педагога:

  • совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
  • выбор средств, адекватных цели;
  • учет возрастных особенностей школьников;
  • выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
  • использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
  • нестандартная форма проведения уроков;
  • создание ситуации успеха;
  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
  • использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
  • эмоциональная речь учителя;
  • использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
  • применение поощрения и порицания;
  • вера учителя в возможности ученика;
  • формирование адекватной самооценки учащихся;
  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.

Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении

Задание для III группы:

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – постановка целей.

В задачу Вашей группы входит:

  1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование постановки целей. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.
  2. Выбранные Вами утверждения написать на отчетный лист.
  3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).

Установки и действия педагога:

  • совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
  • выбор средств, адекватных цели;
  • учет возрастных особенностей школьников;
  • выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
  • использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
  • нестандартная форма проведения уроков;
  • создание ситуации успеха;
  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
  • использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
  • эмоциональная речь учителя;
  • использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
  • применение поощрения и порицания;
  • вера учителя в возможности ученика;
  • формирование адекватной самооценки учащихся;
  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.

Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.

Задание для IV группы:

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – эмоциональный настрой.

В задачу Вашей группы входит:

  1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование эмоционального настроя. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.
  2. Выбранные Вами утверждения написать на отчетный лист.
  3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).

Установки и действия педагога:

  • совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
  • выбор средств, адекватных цели;
  • учет возрастных особенностей школьников;
  • выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
  • использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
  • нестандартная форма проведения уроков;
  • создание ситуации успеха;
  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
  • использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
  • эмоциональная речь учителя;
  • использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
  • применение поощрения и порицания;
  • вера учителя в возможности ученика;
  • формирование адекватной самооценки учащихся;
  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.

Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.

Задание для V группы:

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – интерес к учению.

В задачу Вашей группы входит:

  1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование интереса к учению. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.
  2. Выбранные Вами утверждения написать на отчетный лист.
  3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).

Установки и действия педагога:

  • совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
  • выбор средств, адекватных цели;
  • учет возрастных особенностей школьников;
  • выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
  • использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
  • нестандартная форма проведения уроков;
  • создание ситуации успеха;
  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
  • использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
  • эмоциональная речь учителя;
  • использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
  • применение поощрения и порицания;
  • вера учителя в возможности ученика;
  • формирование адекватной самооценки учащихся;
  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.

Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.

 

После выступления всех групп получается макет проекта "Формирование мотивации учения"

Проверка самостоятельной работы групп.

Мотив учения

Смысл учения

Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач

Учет возрастных особенностей школьников

Создание ситуации успеха

Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним)

Формирование адекватной самооценки учащихся

Выбор действий в соответствии с возможностями ученика

Постановка целей

Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач

Выбор средств, адекватных цели

Выбор действия в соответствии с возможностями ученика

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

Создание ситуации успеха

Эмоции, интерес

Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке

Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности

Эмоциональная речь учителя

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

Применение поощрения и порицания

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

Нестандартные форма проведения уроков

Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий.

Вывод:

Конечно, отдельные установки и действия педагогов можно отнести к разным компонентам формирования мотивационной сферы. Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач может быть отнесена и к  мотивам и к постановке целей. Изучая проблемы мотивации, мы убедились в том, что учителя с демократическим стилем управления учебной деятельностью стремятся создать для ребят ситуацию успеха, вызвать ощущение продвижения вперёд, переживание успеха в учебной деятельности. Для этого они правильно подбирают уровень сложности заданий, справедливо, “по заслугам” оценивают результат деятельности школьников. Они используют все возможности учебного материала, чтобы заинтересовать класс: создают проблемные ситуации, активизируют самостоятельное мышление, организуют сотрудничество учеников, выстраивают позитивные отношения с классом, проявляют искреннюю заинтересованность в успехах ребят. Необходимое условие для всего этого знание индивидуальности каждого ученика, опора на имеющиеся у него возможности и мотивы.

 

свернуть

Семинар «Обратная связь как вид формативного оценивания»

Организация «обратной связи» – это является  наиболее трудной и уязвимой частью работы в школе. Ведь проверка и оценка результатов обучения - сложная методическая проблема. Поэтому не раз приходится  возвращаться  к ней. С какими же трудностями приходиться сталкиваться? Основных - две: как добиться, чтобы вовремя опроса продуктивно работал весь класс? как добиться, чтобы ученик давал полный ответ на поставленный вопрос? Обратная связь способствует активизации учебного процесса.
развернуть

Семинар

«Обратная связь как вид формативного оценивания»

Целевая аудитория: учителя.

Цель:

- изучение учителями ключевой роли обратной связи как эффективного метода успешности урока;

- создание механизмов «Обратной связи» между школой, учителями и родителями.

Ожидаемый результат:

- учителя достигнут понимания роли обратной связи и обретут навыки эффективно использовать обратную связь на разных этапах урока;

- с помощью обратной связи смогут определять точку роста.

Ключевые идеи, значимые для семинара:

Организация «обратной связи» – это является  наиболее трудной и уязвимой частью работы в школе. Ведь проверка и оценка результатов обучения - сложная методическая проблема. Поэтому не раз приходится  возвращаться  к ней. С какими же трудностями приходиться сталкиваться? Основных - две: как добиться, чтобы вовремя опроса продуктивно работал весь класс? как добиться, чтобы ученик давал полный ответ на поставленный вопрос? Обратная связь способствует активизации учебного процесса. Обратная связь способствует активизации учебного процесса

 Ход семинара

1.Организационный момент:

Психологический настрой. Давайте расслабимся и представим, что наша аудитория наполняется фиолетовым цветом, нам прохладно и неуютно, но чтобы стать ближе давайте пожмём друг другу руки. Теперь почувствуйте прохладу моря, аудитория наполняется голубым цветом, давайте прикоснёмся друг к другу плечом, нам станет теплее. А теперь мы на зелёной лужайке, улыбнитесь друг другу. Сколько красивых жёлтых цветов вокруг, солнышко согревает нас, пожелаем удачи друг другу и процветания! И стало совсем тепло от наших улыбок и сотрудничества, красный цвет радости, давайте похлопаем друг другу!

Установлены доброжелательная атмосфера и взаимопонимание

 Вызов.

Показ видеоролика «Прикольные записи в школьных тетрадях». После просмотра подвести участников к формулировке темы. Сообщение целей.

 Организация деления на группы «Разноцветные ленточки».

- сформированы группы

- создана атмосфера сотрудничества

Знакомство с теорией (групповая работа).

Задание 1 (для групп). Ознакомится с текстом и представить информацию на постере.

Раздаточный материал.

Обратная связь – это отклик, отзыв, ответная реакция на какое-либо действие или событие. Главной функцией обратной связи является функция воздействия на образовательный процесс с целью повышения его эффективности. Обратная связь является процессом двусторонним, предполагающий получение и изучение мнений обучаемого и обучающего.

Обратная связь используется на различных этапах урока и позволяет учителю осуществлять непрерывное взаимодействие с обучающимися, в результате которого происходит корректирование и дальнейшее планирование процесса обучения. По результатам выполненного задания учитель предоставляет обратную связь по следующим пунктам (при наличии ошибок): расположение ошибки – тип ошибки – необходимые действия для исправления ошибки. Эффективно организованная обратная связь дает учителю информацию о том, как идет процесс оценивания, где обучающиеся достигли прогресса, и как в дальнейшем планировать работу для улучшения процесса обучения, а обучающемуся позволяет получить ответ на 3 вопроса:

- на каком этапе обучения я нахожусь?

- каким образом я достигну результата?

- над чем необходимо работать, чтобы восполнить пробелы?

Обратная связь осуществляется на уроках в следующих направлениях: учитель – ученики, ученик – ученики, учитель – ученик, ученик – ученик. Она может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.  • Инструменты обратной связи:  • письменные комментарии  • наблюдения  • опросы – молнии  • фронтальный опрос  • вопросы  • дневники обратной связи  • тетради самоконтроля и др.  • Письменная обратная связь – это предоставление конкретных рекомендаций ученику по итогам проверки работ в письменной форме. Она используется при проверке письменных работ учеников таких, как домашние работы, самостоятельные, контрольные работы.  • При предоставлении обратной связи (устной и письменной) можно использовать три типа:  • I. Напоминание.  • например, во время проверки работы учитель может написать в письменной работе ученика:  • «Для того чтобы правильно вычислить площадь прямоугольника, тебе необходимо просмотреть правило на странице 65»,  • 2. «Чтобы твой рассказ имел логическую последовательность, обрати внимание на второй критерий оценивания, где описана последовательность написания рассказа».  • 3. «Чтобы правильно составить гербарий, тебе необходимо еще раз посмотреть последовательность выполнения практической работы».  • Осуществляется несколькими средствами:  • II. Поэтапная помощь.  • a. Посредством вопросов.  • b. Описание.  • с. Незаконченные предложения.  • III. Представление образца.  • Не делайте много комментариев к одной работе.  • Комментарии должны обеспечить учащегося информацией о том, как он

по работал по отношению к обучающей цели и подтолкнуть его к совершенствованию своей работы.  • Комментарии должны быть сделаны в соответствии с критериями оценивания.  • Устная обратная связь – это предоставление комментариев ученику в устной форме по итогам наблюдения за деятельностью учащегося, выполнением его работы.  • Устная обратная связь (комментарий учителя) может быть полной (развернутой) или краткой (неразвернутой). Использование неразвернутых или кратких комментариев чаще всего включает только оценку учителя «молодец», «хорошо», «неправильно», и не предоставляет ученику совета, рекомендации, направления выполнения работы. Для достижения цели формативного оценивания – предоставление эффективной обратной связи, рекомендуется использовать развернутый комментарий.  • Обратная связь помогает учителю и учащимся увидеть собственные пробелы и исправить их на ранних этапах в процессе обучения. Таким образом, обеспечивается продвижение вперед.

Знакомство с постерами, обсуждение по возникшим вопросам.

Задание 2 «Приемы обратной связи на уроке»

1 гр. Приемы ОС на этапе вызова

2 гр. Приемы ОС на этапе осмысления

3 гр. Приемы ОС на этапе рефлексии

Вопросы группам:

Помогла ли вам работа в группах, решить какие-либо вопросы, которые вызывали затруднение?

Комментарии. Предложения.

Рефлексия. Стратегия «3-2-1».

3 идеи, которые Вы можете использовать

2 идеи, о которых Вы хотите узнать больше

1 вопрос, который вы хотите задать

Оценивание и подведение итогов.

Ресурсы и оснащение.

Проектор, бумага формат А3, стикеры, маркеры, цветные ленточки, видеоролик.

 

свернуть

Новая зямля

Паэма
  • Предмет: Беларуская лiтаратура
  • Автор: Колас Якуб
  • Файл: fb2 (196кБ)
  • Скачать

Евгений Онегин

Поэзия
  • Предмет: Русская литература
  • Автор: Пушкин Александр Сергеевич
  • Файл: fb2 (143кБ)
  • Скачать